Венецианцы и генуэзцы заключили также договоры с ханами Золотой Орды, по которым во владение им была отведена часть территории в Крыму и на Азовском побережье для создания торговых колоний (при признании верховной власти хана).Всего в Крыму, Приазовье и на Кавказе насчитывалось около 40 итальянских факторий-колоний.
Управлялись эти колонии консулами-байло, избираемыми в метрополии на 1-2 года. Вместе с консулами факториями управляли выборные городские советы из купцов-нобилей (граждан метрополии) и граждан факторий. Гражданами факторий в основном были итальянцы (составлявшие меньшинство горожан), хотя состав городского населения был чрезвычайно пестрым: греки, армяне, русские, евреи, татары и др. Неитальянцы обладали определенными юридическими правами, свободой вероисповедания, могли нести военную и гражданскую службу (кроме занятия выборных должностей), участвовать в совместных торговых компаниях. Но генуэзские и венецианские колонии, как и их метрополии, постоянно враждовали между собой, хотя в одной и той же колонии (например, Трапезунде или Тане) могли быть фактории двух торговых республик. Периодически разорению колонии подвергались и со стороны татар, однако уничтожены были только турецким завоеванием. В 1453 г., после падения Константинополя, фактории оказались отрезанными от метрополий и были постепенно завоеваны османами.
В августе 1953 г. с программой экономических преобразований выступил Г. М. Маленков. Он предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Такой подход, по его мнению, был обеспечить за 2–3 года значительное улучшение снабжения населения товарами первой необходимости.
Главными задачами в области сельского хозяйства председатель Совета министров называл повышение урожайности и усиление личной заинтересованности колхозников. Для этого было намечено значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем вдвое денежный налог с колхозного двора и полностью списать долги по сельскохозяйственному налогу. Реорганизации подлежала и сфера торговли.
В 1954 г. началось освоение целины. Решением ЦК в Казахстан и Западную Сибирь были направлены свыше 30 тыс. партийных работников и более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства. За первые 5 лет трудовым героизмом советских людей было освоено 42 млн га целинных и залежных земель.
Наряду с этим были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списаны долги лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села. Одним из важных решений стала отмена налога на личное подсобное хозяйство и разрешение увеличить размеры самого хозяйства в 5 раз.
По инициативе Хрущева был провозглашен и начал внедряться принцип планирования снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом специфики местных условий. Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта. Эти меры подъему сельского хозяйства. За 1953–1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Таких темпов развития село не знало со времен нэпа.
В этом же году был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза. По существу, началось новое наступление на подсобные хозяйства. Государственным органам поручили за 2–3 года скупить скот у рабочих совхозов, аналогичные меры рекомендовали осуществить колхозам. Результатом явилось обострение продовольственной проблемы в СССР.
Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим позже постоянными и еще более значительными. В июне 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30% цены на мясо и на 25% цены на масло. Это вызвало массовое недовольство и даже открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска, танки, имелись многочисленные жертвы. Средства массовой информации хранили об этом полное молчание, однако эхо новочеркасских событий прокатилось по всей стране. Авторитет Хрущева у простых людей стал падать.