Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Политические обстоятельства и дипломатическое давление со стороны России заставили Османскую империю издать декрет (хатишериф) о привилегиях для Молдовы, подтверждающий положения султанских указов (фирманов) 1774, 1783, 1791 годов, которые определяли материальные обязательства Молдовы перед Портой: 7-летний срок правления господаря, возможность отставки господаря ранее установленного срока только с согласия обеих сторон. Но эти меры были далеки от осуществления надежд и истинной цели молдаван – освобождение от османского ига. Эта цель совпадала с интересами России: укрепление своих позиций на Балканах, на Дунае. Предпосылки нового русско-турецкого военного конфликта были очевидны. 29 ноября 1806 года русские войска проникли в Молдову и вступили в Яссы. 24 декабря Порта объявила войну России.
В 1807 году Турция и Россия заключили в Валахии Слободзейское перемирие, но в 1809 году военные действия возобновились. Годом раньше, 30 сентября1808 года, Россия и Франция заключили в Эрфурте секретную конвенцию, по которой Наполеон I давал свое согласие, чтобы Молдова была включена в состав Российской империи. Взамен Россия признавала сюзеренство Франции над Испанией. Весной 1811 года главнокомандующим русских войск на Дунае был назначен М.И. Кутузов. В результате смелой военной операции русские войска одержали окончательную победу в битве при Рущуке (14.10 – 18.11.1811).
Мирные переговоры начались 19 октября 1811 года в Джурджиу и были продолжены в Бухаресте. Россия требовала передать ей оба княжества, Молдову и Валахию, которыми она управляла в тот момент. Поскольку ни одна из двух держав не намерена была уступать, мирные переговоры начались в довольно напряженной атмосфере.
С ноября 1811 г. французский посол в Константинополе, Лaтур-Mобур, призывал турков держаться до будущей французской кампании против России. Но турки, подкупленные щедростью русского золота, начинали уступать. В ноябре 1811 года они уже согласились, чтобы территория между Прутом и Днестром отошла России, кроме юга, который включал Четатя Албэ, Измаил и Килию. Но в марте 1812 года турки уступили и Четатя Албэ, а через месяц и две другие крепости.
Динамика русско-турецких переговоров и участие внешних сил отражены в переписке американского посла Адамса в Санкт-Петербурге. 21 марта 1811 года, он писал: «Упрямство турецкого Дивана в ведении переговоров (с Россией) связано с влиянием Франции, чей поверенный в делах сказал, что убедил их (турков) не соглашаться на уступку Молдовы и Валахии, которые уже были объявлены частью Российской империи». 22 июня 1811 года он отметил, что «ожидается мир с Турцией» и что «для того чтобы заключить его, ходят слухи, что Россия решила выйти из двух княжеств, которые уже присоединила к своей империи, и оставить их для управления князьям, независимым от неё и от Порты». Наконец, 13 июля того же года, Адамс указывал на серьёзное увеличение турецких притязаний: «Говорят, что соразмерно желанию России заключить мир, турки повышают свои требования настолько, что, вместо того чтобы уступить, даже начали требовать денежного возмещения убытков для себя. Но остается фактом, что ради мира Россия не вернет ничего из того, что захватила».
Помимо Франции, Австрия и Пруссия, соперники России в регионе, поощряли Порту не уступать и сами делали предложения России. Таким образом, 30 апреля 1811 года, посол Австрии в Санкт-Петербурге предлагал царю «для получения мира довольствоваться границей на реке Прут вместо Дуная,». Однако царь желал расширения границ по крайней мере до Сирета. В переписке с принцем Адамом Чарторыйским, он «предлагал» Австрии Валахию и часть Молдовы между Карпатами и Сиретом, России же должна была получить Галицию от Австрии и занять Молдову от Сирета до Днестра.
ОтвЗолотая Орда и Османская империя являлись сильнейшими государствами позднего средневековья. Их сосуществование совпало с образованием и последующим усилением Османской империи и началом упадка золотоордынского государства. Золотая Орда как будто бы оставляла свое место на исторической авансцене османам.
Несомненно, неоднократные походы татарских войск против Византии и балканских государств, принятие государствами данной географической зоны политического присутствия Улуса Джучи в будущем облегчили Османской империи завоевание этих территорий.
Если считать, что существование двух мировых держав в одно время и в близости друг от друга противоречат истории человечества, то отношения между ними должны были быть натянутыми. Расширение территории Османской империи в Восточной Европе вначале насторожило Золотую Орду, так как последняя видела в этом ущемление своих интересов на этой зоне. Вместе с тем появление общих врагов, претендующих на роль мировых держав, например, Аксак Тимур, заставило Золотую Орду и Османскую империю хоть и не на продолжительное время стать союзниками. В историографии нет отельного исторического труда, который исследовал бы детально взаимоотношения Османской империи с Золотой Ордой.
Начиная с XIV века создается и постепенно усиливается Османская империя, которая первоначально не участвует в политике Востока. Оно и понятно, ведь на востоке находилось государство хулагуидов, патронов Анатолии. Источников об отношениях Золотой Орды с османами в этот период нет, но думается, что их взаимоотношения были дружественными. Во-первых, оба эти государства были мусульманскими, а османы идеологией свого государства избрали именно распространение ислама. Во-вторых, татар должен был устраивать тот факт, что на территории их давнего противника ильханидов, которые большую часть времени своего существования были язычниками и к тому же покровительствовали христианам, возникло мусульманское государство. В-третьих, ханы Золотой Орды имели дружественные отношения с сельджуками и покровительствовали им, даже вмешиваясь в дела ильханидского государства и Византии. Здесь достаточно вспомнить про Иззеддина Кейкавуса, которого золотоордынцы освободили из плена. Но к концу XIV века, когда уже не было хулагуидского государства, а османы превратились в ведущую силу в Анатолии, у этих государств появился общий враг в лице Аксак Тимура. Золотая Орда и османы решили противостоять вместе против общей угрозы. Это и зафиксировано в письменных источниках. Токтамыш-хан, придя к власти, завершил период смуты в Улусе Джучи. Однако борьба с Тимуром заставила Токтамыша создавать различные военно политические блоки против своего врага. Историки отмечают, что одним из направлений поиска союзника было объединение усилий с Османской империей. А.Н. Курат пришел к выводу, что в сближении Золотой Орды с Османской империей фактор Тимура сыграл большую роль, но ни хан Токтамыш, ни султан Баязит не осознали в полной мере опасности для своих государств экспансионистской политики Аксак Тимура. «Каждый из них предполагал, что в одиночку может справиться с Тимуром». Несомненно, главную опору Токтамыш искал в Египте. Как и другие ханы Золотой Орды до Токтамыша действовали совместно с Египтом против ильханидов, так и Токтамыш в борьбе против Тимура пытался объединиться с мамлюками. Египетский историк Тагрибирди писал, что в 1394 году султан аз-Захир Барку в Дамаске принял послов Баязита и правителя Сиваса Бурхан ад-дина Ахмада. В это же время султаном были приняты и послы Золотой Орды.
Из летописи Ибн Шохба ал-Асади; из летописи Ибн Хаджар ал-Аскалани; из летописи ал-Айни можно предположить, что представители Баязита и Токтамыша впервые официально в 1394 году в Дамаске провели переговоры. Хотя в источниках об этих переговорах напрямую ничего не говорится, но такое предположение не безосновательно. После этого Тимур принялся разбивать это объединение, отправившись в поход против Сиваса. Но в итоге, понимая, что главная опасность исходит от Токтамыша и она с каждым днем усиливается, решил вначале разбить татар.
Активная экспансионистская политика Тамерлана задела интересы многих великих держав. В нашем случае здесь важними являются: борьба Золотой Орды, государства мамлюков и Османской империи против завоеваний Тимура. Османская империя и мамлюки были давними союзниками Золотой Орды. Также все эти три государства были самыми могущественными среди противников Тимура, и все они подверглись нападению со стороны Аксак Тимура. И наконец, золотоордынцы, османы и мамлюки пытались как-то координировать свои действия против Тамерлана. Безусловно, речь шла о создании антитимуровского союза с участием этих великих держав.
Переговоры о союзе начались в 1394 году, когда Тимур уже смог отодвинуть границы своего государства к границам вышеназванных стран. Тимур, чтобы не допустить образования этого союза, ведя переговоры, усыплял бдительность одних и разбивал других.
Подробнее - на -
Объяснение: