Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием «еврейская традиция». Когда говорят о еврейской традиции, имеют в виду нечто существенно отличное от того, что называется национальной традицией у других народов – древних и молодых. Почему?
Нет никакого сомнения, что существует, скажем, французская, венгерская или корейская национальная традиция. Но невозможно четко ответить на вопросы: «Что является источником французской (венгерской, корейской) традиции и с какого момента можно отсчитывать начало этой традиции?».
Еврейская же традиция, в отличие от других, имеет свой конкретный источник – Тору. И религиозные, и нерелигиозные евреи соглашаются, что Тора – основа еврейской традиции, хотя и не все одинаково ревностно следуют этой традиции в повседневной жизни.
Еврейская традиция называется на языке иврит «масорет Исраэль»; слово «масорет» происходит от глагола масар, означающего «передавать», так как традиция – это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин «морешет Исраэль»; слово «морешет» происходит от глагола яраш, означающего «наследовать». Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как «еврейское наследие».
Таким образом, эти два названия выражают два качества еврейской традиции: это и фундамент жизни народа, и то, что объединяет его во всех поколениях.
Тора – означает на иврите «учение, наставление». Торой обычно называют всю совокупность «еврейского учения», данного самим Вс-вышним Моисею (Моше) на горе Синай. Различают следующие части Торы:
Письменная Тора (на иврите «Тора шебихтав» — в узком смысле книга (в русскоязычной литературе обычно называемая Пятикнижием, а на иврите – Хумаш), которую получил еврейский народ от Вс-вышнего на горе Синай более трех тысяч лет тому назад; в широком смысле так называют Танах. Слово Танах является аббревиатурой слов «Тора», «Невиим», «Ктувим», означающих «Учение», «Пророки», «Писания» (подробнее мы будем говорить об этом в главе «Главные книги еврейской традиции»). На европейских языках Танах называется Библией.
Устная Тора («Тора шебеалпэ» — вся остальная часть еврейского учения; называется она «Устной» потому, что, в отличие от Письменной, передавалась устно от одного поколения к другому и только после завоевания древнего Израиля Римом, когда угрожала опасность потери традиции, наиболее важные ее части были записаны. Самая известная книга устной традиции называется «Талмуд», что буквально означает «изучение». Подробнее о Талмуде, Мишне и других книгах, содержащих записанную часть устной традиции, мы также будем говорить в главе «Главные книги еврейской традиции».
Когда говорят «Тора», имеют в виду и Письменную, и Устную Тору. Еврейская традиция рассматривает их как нечто единое и цельное; она относится к Устной Торе с таким же уважением, как и к Письменной. Устная Тора истолковывает и объясняет Письменную Тору. Письменная Тора является главной Книгой еврейства, но без Устной Торы она осталась бы только книгой, а не основой жизни. В следующих уроках мы еще вернемся к этой теме, а пока приведем эпизод из жизни выдающегося еврейского мудреца раби Гилеля (слово раби означает «учитель»), жившего примерно две тысячи лет тому назад.
Пришел к нему один неграмотный человек, который заявил: «Я хочу учиться у тебя Торе. Но только Письменной Торе, потому что Устную Тору я не принимаю». – «Хорошо, – ответил ему раби Гилель, – начнем с алфавита, которым записана Письменная Тора. Это - буква алеф...» На следующий день раби Гилель показал ему ту же букву и сказал: «Это – буква бет...» – «Как же так, – возмутился ученик, – ведь вчера ты мне объяснял, что это – буква алеф?!» - «Правильно, – ответил ему раби Гилель. – Это – буква алеф; но откуда нам это известно? Из того, что мы учили с тобой, то есть из устной традиции. Точно так же, как Устная Тора донесла до нас названия букв Письменной Торы, она донесла до нас все указания о том, как правильно читать и понимать ее».
Когда во время молитвы в синагоге читают текст из Торы, используют свиток Торы («Сефер Тора»). Такие свитки находятся в каждой синагоге; они написаны от руки по определенным правилам на пергаменте специальными чернилами и содержат текст Письменной Торы в том виде, в каком она была получена еврейским народом от Вс-вышнего. Подробнее мы поговорим об этом в главе «Синагога и молитва».
Согласно еврейской традиции, Тора была дарована еврейскому народу после его исхода из Египта. Произошло это более 3300 лет тому назад на горе Синай, на Синайском полуострове. Об этом написано в самой Торе.
Дарование Торы – центральное событие всей еврейской истории, оно занимает особое место в традиции. Подробнее мы будем говорить о нем в главе «Дарование Торы. Заповеди».
В еврейской традиции существует понятие галаха, которое можно перевести как «правило поведения». Галаха является законом, обязательным для каждого еврея.
До принятия христианства на Руси Древняя Русь и Западная Европа практически не имели дипломатических отношений. Правда, княгиня Ольга после путешествия в Константинополь, где она крестилась, в 959 г направила послов к императору Священной Римской империи Оттону I. Посольство преследовало две цели: установление стабильных политических связей с Германией, а также налаживание религиозных контактов.
Будучи ревностным христианином, Оттон I в 961 г. прислал в Киев миссионеров во главе с Адальбертом, монахом из Трира, рукоположенным в епископы накануне поездки. Однако киевские язычники во главе со Святославом, который категорически отказал матери в креститься, уже в следующем году изгнали немцев из города.
После крещения Руси международные связи с европейскими странами вышли на новый уровень. Теперь Русь в глазах европейских правителей была не варварской, языческой страной, а такой же христианской. Стали возможны заключения союзов, династические браки, но были и конфликты.
Князь Ярослав Мудрый планировал также связать Русь и Германию с династического брака. В конце 1042 г. к Генриху III в его тюрингскую резиденцию Гослар прибыли русские послы. Как сообщает известный хронист XI в. Ламберт Херсфельдский в своих «Альтхайских анналах», послы из Руси отбыли в печали, «ибо получили ясный отказ по поводу дочери своего короля, которую надеялись сосватать за императора Генриха». Действительно, овдовевший в 1038 г. император подыскивал невесту. Его супругой стала французская принцесса. Однако отказ Генриха от руки русской княжны был смягчен богатыми дарами.
Зато Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого, в 1074 г. женился на Гите Уэссекской, одной из дочерей последнего англосаксонского короля Гарольда II, погибшего в битве при Гастингсе в октябре 1066 г. А месяцем ранее, в сентябре 1066 г. именно в бою с Гарольдом II погиб муж Елизаветы Ярославны Харальд Суровый.
Объяснение:
Для полного ознакомления с материалом https://tvoiklas.ru/mezhdunarodnye-svjazi-drevnej-rusi-rus-i-zapadnaja-evropa/
К середине XIV века улус Чагатая распался. В его восточной части, включавшей Юго-Восточный Казахстан и Кыргызстан, было создано государство Могулистан. А в другой, западной, части, на западе Мавераннахра было создано государство эмира Тимура. Государством правил ранее служивший чагатайскому хану знатный эмир Пуладчи (Поладшы) из племени дулат. Не имея наследственного права на занятие трона Могулистана, Пуладчи в 1348 году возвел на трон преданного себе внука Дува хана из потомков Чагатая, восемнадцатилетнего Тоглук-Тимура. Но фактически вся политическая власть оставалась в руках эмира Пуладчи. Основной целью его являлось окончательное отделение Могулистана от Мавераннахра и создание независимого ханства. Это в конечном итоге вело к укреплению политической власти и господствующей роли представителей знати племени дулат.
Ведущая роль вождей племени дулат в улусе Чагатая была известна еще с середины XIV века.
О территории, занимаемой Могулистаном, Мухаммед Хайдар писал: «...та территория, которая теперь называется Могулистаном, имеет в длину и ширину [протяженность] 7-8 месяцев пути», то есть в состав государства входила территория Южного Казахстана и Жетысу.
Правителями - ханами в Могулистане были в основном представители династии чингизидов и монгольской знати. Конечно, в первое время в период монгольского нашествия такие монгольские племена, как арлат, чорас и калучи имели преимущество среди местных тюркоязычных племен. Однако со временем они смешались с ними.
Жетысу занимало северо-восток Могулистана. Местные тюркоязычные племена уйсунов и канлы были известны по письменным источникам с III—II веков до нашей эры. Затем позднее, в V-VI веках, в эти края пришли другие тюрко-язычные племена. Поэтому в средние века в Жетысу жили дулаты, канлы, уйсуны, аргыны, жалаиры, баари, барласы и многие другие, составившие этнический состав населения Могулистана, который таким образом был в основном из местных тюркоязычных и тюркизированных монгольских племен.
Тоглук-Тимур хан, придя к власти, в некоторой степени сумел улучшить внутреннее положение в государстве, став основоположником правящей династии, находившейся во главе ханской власти до начала XVI века. Подчинив всю территорию ханства единому центру, столицей государства он сделал город Алмалык.
Свою власть хан осуществлял по прежде установившейся улусной системе управления. Наследственный титул верховного улусного бека - улусбеги был закреплен им за главой дулатов. При нем была упорядочена система налогов. Исламская религия была объявлена государственной. Тоглук-Тимур насильственно обращал в ислам население Могулистана. Как писал Мухаммед Хайдар, только за один день было обращено в ислам 160 тысяч человек. По приказу хана лиц, отказавшихся от принятия исламской религии, приговаривали к смертной казни. Таким образом хан установил в стране жесткий порядок.
В своей внешней политике Тоглук-Тимур пытался восстановить на территории Средней Азии свою власть на всех землях бывшего Чагатайского улуса. В 1360-1361 годах он дважды совершил походы в Мавераннахр. Одержав в них победы, на ханский трон Мавераннахра он возвел своего сына Ильяса - Ходжу. Вернувшись в Могулистан, Тоглук-Тимур умер. Смерть Тоглук-Тимура заставила Ильяса-Ходжу покинуть Мавераннахр, чтобы заняться делами престолонаследия. В это время политическая обстановка в Средней Азии резко изменилась. После смерти Тоглук-Тимура, поневоле признававший его власть над собой эмир Тимур поднялся на борьбу против Ильяса-Ходжи. Произошло несколько сражений между ними. Ильяс-Ходжа потерпел унизительное поражение. После этого он, собрав новое войско в Могулистане, вновь выступил против Тимура. Сражение произошло 22 июня 1365 года под Ташкентом и известно в истории как знаменитая Батпактинская битва («Грязевая битва»). По сведениям письменных источников, сражение было настолько кровопролитным, что с обеих сторон погибло около 10 тысяч человек. Победу одержал хан Ильяс-Ходжа. Эмир Тимур бегством.
После Батпактинской победы могульский хан направился к Самарканду и осадил его. Но население города оказало ожесточенное сопротивление. В то же время среди поголовья конницы могулов началась эпидемия конской чумы. Могулам пришлось отступить от города и вернуться в Могулистан. Таким образом, попытка могулов восстановить свою власть на территории бывшего Чагатайского улуса закончилась неудачей. Главной причиной ее были раздоры между представителями могульской знати и последовавшая за этим феодальная раздробленность ханства. Впоследствии Ильяс-Ходжа сам стал жертвой феодальных распрей.
Объяснение:
Даю сслыку для полного ознакомления если нужно сократить информацию
https://studopedia.ru/2_107727_vnutrennee-i-vneshnee-polozhenie-mogulistana.html
Традиции и обычае
Одежда
Несмотря на исторический период, нелегко было отличить еврея по одной лишь одежде, так как они старались перенимать одежду тех мест, в которых они проживали, но, все-таки, некоторый характер их одежда имела. Например, в 3-м веке евреи носили длинные платья и шляпы в форме конуса. В таких одеждах евреи были изображены на мозаиках и фресках того времени.
Очень важной частью в одеянии мужчин был Талит. Так называется специальный молитвенный шарф, у которого на углах имеются кисти с полосами синего или черного цвета. Талит-катон или маленький Талит предназначен для того, чтобы носить его под одеждой в течение всего дня.
На голове еврейские мужчины носят небольшой головной убор, который называется кипой или ермолкой. Часто мужчины нарушают законы и носят модные головные уборы. Молодые люди, придерживающиеся законов, одевают кипу под бейсболку. Женщины также обязаны носить головные уборы, так как это выражает их скромность. Также еврейские женщины могут одевать накидки и шали. Сегодня еврейкам не обязательно на протяжении дня носить головной убор, они могут одевать его, только придя в синагогу. Ультраортодоксальные еврейки, соблюдая древние традиции, продолжают брить головы и носить платки.
Еврейская кухня
Блюда, которые готовятся в еврейской кухне, рассказывают о многовековой истории этого народа, образе жизни людей, и вкусах этого народа. Большой след на еврейской кухне оставили различные религиозные обычаи, из-за которых появились ограничения на смешивание определенных продуктов. Например, в еврейских блюдах нельзя сочетать мясо и молоко. Нельзя употреблять в пищу свинину и кровь. Также в еврейской кухне можно заметить элемент правильного питания. Основными продуктами животного происхождения у евреев являются мясо птицы и рыба, а, как известно, эти продукты имеют высокую пищевую и биологическую ценность, так как в них много белков, минеральных веществ и витаминов, которые легко усваиваются организмом.
В кулинарии евреев наблюдается строгое ограничение пряностей, причем не только по ассортименту, но и по количеству. Это делается для того чтобы сохранить естественный вкус блюда. Когда евреи готовят блюдо, они используют в основном щадящие приемы обработки теплом, отваривают, тушат на слабом огне под крышкой, припускают. Отличительная черта еврейской кухни – это использование куриного или гусиного жира. Этим жиром заправляются холодные закуски, пассеруют овощи, добавляют в фарш.
Праздник кущей у иудеев:Суккот представляет собой праздник, во время которого правоверные евреи должны были приносить дары в храмы Иерусалима, этими дарами являлся собранный урожай. На все вопросы, связанные с данным праздником, можно найти ответы в священной книге иудеев - Торе. Именно в ней описываются все приготовления к данному празднику, его история возникновения и традиции.