Крестьяне в Средние века полностью зависели от своих помещиков, и потому большую чать урожая и прочей прибыли они отдавали им. А господа часто распоряжались своим хозяйством неумно, что приводило к обеднению крестьян. При этом достаточно часто дворяне вели между собой междоусобные войны, которые приводили к разорению крестьян. Крестьяне не имели права покидать свои земельные наделы, и были вынуждены постоянно работать на них.
Мельница, печь, и многое другое оборудование на наделах принадлежало не крестьянам, а помещику, и без его разрешения они не могли ими пользоваться.
Крестьянам в странах Скандинавии жилось легче всех, и они были свободны, а земля принадлежала им. Тем не менее они платили оброк феодалу, и он был наподобие современных налогов – это была часть заработка крестьянина.
Крестьяне в средние века находились в довольно плохом положении, во-первых из-за больших налогов, а во-вторых из-за неумелого обращения с землей и хозяйством со стороны феодалов. Они могли устроить охоту на оленя, при этом прогнав целый взвод всадников по полям своих же крестьян, или забрать на очередную войну кормильца из семьи.
Зимой, когда не надо было пахать и пасти скот, крестьяне занимались рукоделием, шили, вырезали фигурки из дерева и ждали весны.
Особенности пореформенного либерализма заключались в том, что в то время, когда страна требовала перемен, они фактически подготовили императору Александру 2 «список действий», т.е. свою программу. Согласно этой программе основными положениями были:
1) Свобода совести;
2) Свобода от крепостного права;
3) Свобода выражения общественного мнения;
4) Свобода книгопечатания;
5) Свобода преподавания;
6) Публичность всех правительственных действий;
7) Публичность и гласность суда.
В этом документе отсутствовало только одно требование либералов – это введение в России Конституции. Но так как Александр 2, приступая к разработке крестьянской реформы, практически «под шумок» стал выполнять программу либералов, те, так и быть, решили подождать. Идею эту они решили продвинуть чуть попозже, дабы «не спугнуть» расположение императора.
В этом, собственно, и заключались особенности пореформенного либерализма.