Это слово производно от термина pater, которым в ранние времена усточиво обозначался патриций, а в более поздние времена республики у римских авторов оно встречается зачастую как эквивалент сенатора. Термин patricii поэтому обозначал тех, кто принадлежал к patres "rex patres eos (senatores) voluit nominari, patriciosque eorum liberos" (Cic. de Re Publ. II.12; Liv. I.8; Dionys. II.8). У этих авторов встречается ошибочное предположение, что patricii были только потомством patres в смысле сенаторов, и непременно были связаны с ними кровным родством. Patres и patricii первоначально были терминами имевшими одно значение (Plut. Romul. 13; Lydus, de Mens. I.20, de Mag. I.16; Niebuhr, Hist. of Rome, I. p336). Слова patres и patricii имеют одинаковый корень и одно и то же значение по существу, и некоторые античные авторы верили, что наименование patres было дано тому особому классу римского населения на основе того факта что они были отцами семейств (Plut. Dionys. l.c. ); другие, что они были названы так из–за своего возраста (Sallust, Catil. 6); или потому что они распределяли землю среди более бедных граждан, наподобие тому как отцы делали среди своих детей (Festus, s.v. Patres Senatores; Lyd. de Mens. IV.50). Но большинство авторов справедливо возводят это наименование к patrocinium который патриции осуществляли над всем государством и над всеми классами лиц, из которых оно состояло
В отношении того, кем были патриции, мы должны различать три периода в римской истории. Первый простирается от основания Города до учреждения плебеев в качестве второго сословия; второй – от этого события до времени Константина, в течение которого патриции были фактической аристократией по рождению, и как таковые образовывали отдельный класс римских граждан, противостоявший плебеям, а затем новой плебейской аристократии нобилей; третий период простирается от Константина до Средних веков, в течение его патриции больше не были аристократией по рождению, а были лицами, которые просто обладали титулом, сначала даваемым императорами, а впоследствии также и папами.
Первые Рюриковичи не были абсолютными правителями, их власть ограничивалась дружиной и знатью. Но при князе Владимире, с принятием христианства и провозглашением идеологии "один бог - один правитель", происходит закрепление власти в руках одного человека. На Руси в период первых Рюриковичей существовала лествичная система наследования. То есть после отца не сын получал великокняжеский престол, а старший в роду. В будущем это породило феодальную раздробленность. Основная часть земель скапливалась в руках военной верхушки (дружины), боярства и духовенства. Существовало долговое рабство и взятие земель у феодала, которое в будущем порождает крепостное право. Владимир, креститель Руси, поставил страну на путь раздробленность, диктата церкви и зарождения крепостной системы, и, в дальнейшем, отсталости Руси от Западных стран. Вскоре, находясь в конфликтных отношениях друг с другом, княжества захватываются Батыем и Русь теряет свою независимость.
Дмитрий Иванович Курлятев-Оболенский или Шкурлятев (ум. 1563) — князь, боярин, военачальник. Сын князя Ивана Васильевича Курли Оболенского и Анастасии Фёдоровны Плещеевой. Братья — князья Михаил и Константин Курлятевы-Оболенские. Принимал участие в русско-литовской война 1534–1537, походах против казанских и крымских татар, Ливонской войне. В1560 году после опалы А. Ф. Адашева князь Дмитрий Иванович Курлятев был отправлен на воеводство в Смоленск, а затем получил полную отставку. Московский летописец записал под 1562 годом: «Того же лета октября в 29 день царь … положил опалу на боярина на князя Дмитрея Курлятева за его великие изменные дела, а велел его и сына его князя Ивана постричи в черньцы и отослати на Ковенец в монастырь под начало». В октябре 1562 года князь Дмитрий Иванович Курлятев вместе с сыном Иваном был насильно пострижен в монахи и отправлен в ссылку в Рождественский монастырь на острове Ковенец, посреди Ладоги. В сочинении Курбского указывается, что Дмитрий Курлятев по приказанию Ивана IV со всем семейством был насильно пострижен в монахи, а несколько времени спустя все они были задушены. Ива́н Миха́йлович Вискова́тов (Вискова́тый; умер в 1570) — московский дипломат XVI века, русский государственный деятель, посол, думный дьяк, хранитель государственной печати (печатник), с 1549 по 1570 год глава Посольского приказа. Из дворянского рода Висковатовых, ветви князей Мещерских. Был дьяком царя Ивана Грозного (с 1549, по другим данным — с 1553), потом думным дьяком и управлял посольским приказом (1556) вместе с Алексеем Адашевым. В 1570 году, после новгородского погрома, производились розыски, и в числе других взят под стражу и Висковатов. На площади в Китай-городе в присутствии самого царя Висковатову первому прочли обвинительные пункты, гласившие, будто бы он сносился с Сигизмундом, хотел предать ему Новгород, писал султану, чтобы он взял Казань и Астрахань, и звал крымского хана опустошать Россию. Висковатов начал речь к народу, в которой назвал эти обвинения наглыми клеветами, но ему не дали говорить, схватили и казнили. Жена его сослана была в монастырь, где и скончалась. Висковатов не оставил потомства; продолжателем рода был родной соимённый ему брат, которого при том же царе Грозном видим в Разбойном приказе.
Это слово производно от термина pater, которым в ранние времена усточиво обозначался патриций, а в более поздние времена республики у римских авторов оно встречается зачастую как эквивалент сенатора. Термин patricii поэтому обозначал тех, кто принадлежал к patres "rex patres eos (senatores) voluit nominari, patriciosque eorum liberos" (Cic. de Re Publ. II.12; Liv. I.8; Dionys. II.8). У этих авторов встречается ошибочное предположение, что patricii были только потомством patres в смысле сенаторов, и непременно были связаны с ними кровным родством. Patres и patricii первоначально были терминами имевшими одно значение (Plut. Romul. 13; Lydus, de Mens. I.20, de Mag. I.16; Niebuhr, Hist. of Rome, I. p336). Слова patres и patricii имеют одинаковый корень и одно и то же значение по существу, и некоторые античные авторы верили, что наименование patres было дано тому особому классу римского населения на основе того факта что они были отцами семейств (Plut. Dionys. l.c. ); другие, что они были названы так из–за своего возраста (Sallust, Catil. 6); или потому что они распределяли землю среди более бедных граждан, наподобие тому как отцы делали среди своих детей (Festus, s.v. Patres Senatores; Lyd. de Mens. IV.50). Но большинство авторов справедливо возводят это наименование к patrocinium который патриции осуществляли над всем государством и над всеми классами лиц, из которых оно состояло
В отношении того, кем были патриции, мы должны различать три периода в римской истории. Первый простирается от основания Города до учреждения плебеев в качестве второго сословия; второй – от этого события до времени Константина, в течение которого патриции были фактической аристократией по рождению, и как таковые образовывали отдельный класс римских граждан, противостоявший плебеям, а затем новой плебейской аристократии нобилей; третий период простирается от Константина до Средних веков, в течение его патриции больше не были аристократией по рождению, а были лицами, которые просто обладали титулом, сначала даваемым императорами, а впоследствии также и папами.