В Древнем Риме отношение к именам было более чем серьезное. Даже существовала поговорка: «Имена не подлежат оглашению». Поэтому римские жрецы избегали произносить имена богов-покровителей Рима – узнают эти имена враги и переманят богов к себе. И рабы не имели право называть имя своего господина чужому человеку.
Римские мужские имена.
Сложная история происхождения римских имен складывалась веками и имела четкую структуру. Полное мужское имя состояло из трех компонентов – личного имени (преномена), родового имени (номена) и индивидуального прозвища или наименования ветви рода (когномена). Личных римских имен было мало, а их древнеезначение в классическую эпоху уже позабылось. Старший сын, как правило, получал имя отца. В некоторых родах было ограниченное количество таких имен. Например, у Корнелиев Сципионов были только Гней, Луций и Публий, а у Клавдиев Неронов только Тиберий и Децим. Если какой-либо член рода преступал закон, то его имя навсегда исключалось из родовой памяти. По этой причине в роду Клавдиев не встречалось имя Луций, а в роду Манлиев мальчиков не называли именем Марк.
Все члены одного рода имели одно общее родовое имя. Толкование этих имен давно позабыто, до нас дошли лишь немногие римскиеродовые имена с известным значением — Октавиус (восьмой), Овидиус (овца), Фабиус (боб), Асиниус (осел).
Третье индивидуальное имя (когномен) было необязательным для плебейских родов. Оно было прозвищем основоположника ветви рода, которое перешло на его потомков. Когномены говорили о происхождении рода, знаменательных событиях. Но чаще всего они называли отличительные черты своего первого носителя – Красус (толстый), Пауллюс (невысокий), Руфус (рыжий), Пробус (честный).
Женские имена.
Интересно, что личные имена в Древнем Риме присваивались только мужчинам, женщинам полагались только прозвища или измененное родовое имя. Девочка, родившаяся в семье Юлиев, носила имя Юлия, в семье Корнелиев – Корнелия. Естественно, что в одном роду женские имена повторялись. Чтобы не было путаницы, представительницы одной семьи различались по возрасту – Юлия Майор (старшая), Юлия Секунда (вторая), Юлия Минор (младшая). Патрицианки к своему имени прибавляли имя отца или мужа – Цецилия Метелла (дочь Метеллы).
Имена рабов.
Римские рабы носили те имена, которые они имели, будучи свободными людьми. Чаще всего это были греческие имена – Александр, Антигон, Музей, Филокал, Эрот. Греческие имена давались и рабам-варварам. Иногда имя раба означало место его рождения – Дакус (дакиец), Коринфус (коринфянин). Случалось, что рабам вместо имени просто присваивали порядковый номер – Первый, Второй. Тем не менее, у римских рабов не было унизительных кличек. Наоборот, встречались такие имена, как Фаустус (счастливый), Фортуна (удача). Отпущенный на волю, раб получал имя своего господина. Например, вольноотпущенник Апелла, раб господина Марка Маннея Прима, начинал именоваться Марком Маннеем Апеллой.
В XIX столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. В начале века европейцы оглядывались на времена столетней давности как на совершенно другую, бесконечно далекую эпоху. Ломка прежних традиций и устоев, стремительные перемены во всех областях жизни были настолько глубоки, что ощущались как признаки появления совершенно нового существования, нового общественного устройства. Философы и историки стали называть его по-разному — «капиталистическое», «индустриальное», «модернизированное» (современное) общество Социальные конфликты капитализма были осмысленны политиками и философами, возникли социалистическое и коммунистическое движения. Эти партии имели определенное политическое влияние. Настоящей социальной силой становилось профсоюзное движение. К концу XIX века проведенные политические реформы смягчили неблагоприятные последствия индустриализации и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.XIX веке были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей, к возможности человека сделать больше за более короткий промежуток времени: к концу века были изобретены пароход, автомобиль, начинается эра воздухоплавания; были открыты телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, радио, фонограф и граммофон, фотография и кинематограф. Изобретения и усовершенствования следовали одно за другим, преображая старые отрасли промышленности и создавая новые. Тихие и немноголюдные городки при жизни одного поколения вырастали в крупные промышленные центры; всё больше становилось городов с миллионным населением.Промышленная цивилизация предъявляла к человеку совершенно новые требования, во многом противоположные прежним. «Идеальный герой» эпохи индустриализации, будь то фабрикант или рабочий, должен был надеяться только на себя, трудиться в поте лица и постоянно стремиться достичь большего и лучшего. Часто работа шла без выходных и праздников, на пределе сил и на износ».Началось всё с Англии еще в XVIII столетии. Талантливые изобретатели-самоучки, предприимчивые фабриканты, умелые рабочие без какого-либо вмешательства государства всего за несколько десятилетий преобразили жизнь и сделали страну «мастерской мира». Постепенно в индустриальную гонку втянулись все европейские государства.Наука от периода собирания фактов перешла к этапу выявления закономерностей, возникло теоретическое естествознание. В физике был сформулирован закон сохранение и превращение энергии в биологии — созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии — периодическая система, а в геометрии – теория Лобачевского.Наука стала не просто формой рационального знания и новым социальным институтом. Ее претензии на создание собственной картины мира, заявленные в эпоху Просвещения в знаменитой «Энциклопедии», подтверждались все новыми и новыми теориями и научными достижениями, внедряемые в производство. Наука становилась производительной силой, а ее роль в обществе все более возрастала. Науку воспринимали, как совершенное знание о природе и человеке. На нее старались походить и философия, и искусство.В философии в качестве именно научного знания будут утверждать себя марксистское и позитивистское направление. В искусстве такое направление как натурализм станет попыткой использования позитивистского метода.В XIX в. В европейском обществе довольно активно проходил процесс секуляризации жизни, т.е. освобождение от власти и религии. Ведущую роль в этом играло развитие науки, так как научное мировоззрение в те времена многим представлялось несовместимым с религиозным. Принципы свободы вероисповедания, отделение церкви от государства, отмена церковной цензуры привели к появлению существенно новой ситуации в общественном сознании. Секуляризации не только развитие науки, но и рост образования.XIX век – это век бурного развития археологии, а ее успехи стимулировали значительный интерес к древней истории. Во второй половине века формируется особое направление –«библейская археология», занимающаяся раскопками в библейских местах. Совершенные при этом открытия имели двойственное влияние на религиозные взгляды.Претерпевала радикальные и постоянные изменения художественная жизнь общества. Противоречия европейского развития нашли свое выражение в искусстве. Особенностью XIX века стало многообразие художественных направлений.Европа становилась нетрадиционным типом общества, в котором все больше распространение получало новаторство, где художественные стили не последовательно сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга.
Первая антифранцузская коалиция была создана в 1792-1793 гг. В нее входили Англия, Пруссия, Неаполь, Тоскана, Австрия, Испания, Голландия. Коалиция имела целью восстановить дореволюционные порядки во Франции. В 1795 г. была создана англо-русско- австрийская коалиция, которая рассматривалась как основная военная сила против Франции, однако смерть Екатерины II и победа Франции в Итальянской войне 1796-1797 гг. распаду коалиции. Во вторую коалицию (1798-1802 гг.) входили Англия, Австрия, Россия, Турция и Неаполитанское королевство. В 1800 г. из- за разногласий с союзниками Россия вышла из коалиции, и она распалась. Военные действия против Франции продолжала одна Англия, но в 1803 г. она также вынуждена была заключить перемирие. Третья антифранцузская коалиция была создана в 1805 г.[1], в нее вошли Россия, Англия, Австрия, Швеция, Турция и Королевство обеих Сицилии. Союзники хотели изгнать войска наполеоновской Франции с захваченных ими территорий и восстановить дореволюционные порядки во Франции. Главными военными силами коалиции были русско-австрийские войска. Но Наполеон сумел нанести тяжелое поражение австрийским войскам при Ульме и России и Австрии при Аустерлице. Коалиция распалась после поражения союзнических сил, а Наполеон утвердился в захваченных им землях в Италии и на западе и юге Германии. Четвертая антифранцузская коалиция была создана в 1806 г.[2], в нее входили Англия, Россия, Пруссия, Саксония и Швеция. Франции удалось захватить Пруссию, и по Тильзитскому миру России пришлось признать завоевания Наполеона, а также присоединиться к блокаде Великобритании, которая была торговым партнером России. После заключения Тильзитского мира коалиция прекратила свое существование. Пятая коалиция сложилась между Англией и Австрией в 1809 г. и была неудачной попыткой освободить Австрию от французского влияния. После победы Наполеона при Ваграме коалиция распалась, а Австрия фактически превратилась в зависимое от Франции государство. Шестая антифранцузская коалиция возникла в 1813 г. после изгнания французских войск из России. Этот союз стал союзом трех императоров континентальной Европы - России, Австрии и Пруссии. Позднее к союзу присоединилась Англия. Победа коалиции завершилась изгнанием Наполеона и подписанием Парижского мирного договора, по которому Франция лишалась всех завоеваний Наполеона. Отношения между государствами закрепили решения Венского конгресса 1814-1815 гг.
Римские мужские имена.
Сложная история происхождения римских имен складывалась веками и имела четкую структуру. Полное мужское имя состояло из трех компонентов – личного имени (преномена), родового имени (номена) и индивидуального прозвища или наименования ветви рода (когномена). Личных римских имен было мало, а их древнеезначение в классическую эпоху уже позабылось. Старший сын, как правило, получал имя отца. В некоторых родах было ограниченное количество таких имен. Например, у Корнелиев Сципионов были только Гней, Луций и Публий, а у Клавдиев Неронов только Тиберий и Децим. Если какой-либо член рода преступал закон, то его имя навсегда исключалось из родовой памяти. По этой причине в роду Клавдиев не встречалось имя Луций, а в роду Манлиев мальчиков не называли именем Марк.
Все члены одного рода имели одно общее родовое имя. Толкование этих имен давно позабыто, до нас дошли лишь немногие римскиеродовые имена с известным значением — Октавиус (восьмой), Овидиус (овца), Фабиус (боб), Асиниус (осел).
Третье индивидуальное имя (когномен) было необязательным для плебейских родов. Оно было прозвищем основоположника ветви рода, которое перешло на его потомков. Когномены говорили о происхождении рода, знаменательных событиях. Но чаще всего они называли отличительные черты своего первого носителя – Красус (толстый), Пауллюс (невысокий), Руфус (рыжий), Пробус (честный).
Женские имена.
Интересно, что личные имена в Древнем Риме присваивались только мужчинам, женщинам полагались только прозвища или измененное родовое имя. Девочка, родившаяся в семье Юлиев, носила имя Юлия, в семье Корнелиев – Корнелия. Естественно, что в одном роду женские имена повторялись. Чтобы не было путаницы, представительницы одной семьи различались по возрасту – Юлия Майор (старшая), Юлия Секунда (вторая), Юлия Минор (младшая). Патрицианки к своему имени прибавляли имя отца или мужа – Цецилия Метелла (дочь Метеллы).
Имена рабов.
Римские рабы носили те имена, которые они имели, будучи свободными людьми. Чаще всего это были греческие имена – Александр, Антигон, Музей, Филокал, Эрот. Греческие имена давались и рабам-варварам. Иногда имя раба означало место его рождения – Дакус (дакиец), Коринфус (коринфянин). Случалось, что рабам вместо имени просто присваивали порядковый номер – Первый, Второй. Тем не менее, у римских рабов не было унизительных кличек. Наоборот, встречались такие имена, как Фаустус (счастливый), Фортуна (удача). Отпущенный на волю, раб получал имя своего господина. Например, вольноотпущенник Апелла, раб господина Марка Маннея Прима, начинал именоваться Марком Маннеем Апеллой.