МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ (12.12.1596-13.07.1645), первый русский царь из династии Романовых. Царствовал в 1613 — 45. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Московского патриарха Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой). Приходился двоюродным племянником русскому царю Федору Ивановичу. 21 февраля 1613 после изгнания польских интервентов из Москвы Михаил был избран Земским собором на царский трон. До 1633 Россией фактически правил отец Михаила — патриарх Филарет.
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающихся, когда обходишь кругом собора. И вот человек который впервые увидел этот собор понимает что это самое лучшая архитектура которую он когда либо видел в своей жизни. И вот он обходит его со всех сторон и видит что он очень высокий и длинный. И он понимает, что потребуется не мало времени чтоб его обойти. И с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. . Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. Подробнее - на -
Иван Грозный провел реформы в различных сферах: 1) Военная реформа. Проведено укрепление вооруженных сил страны, основную часть армии составляли дворяне. Было основано постоянное стрелецкое войско, которое впоследствии стало мощной боевой силой страны. 2) Судебная реформа. В 1550 году был издан Судебник Ивана Грозного - свод законов, предусматривающий укрепление централизованной власти. 3) Стоглавый собор (церковная реформа). Оформил общерусский список святых. Проверил церковные книги. Унифицировал богослужение и церковные обряды. 4) Реформа центрального и местного самоуправления. Власть на местах переходила к губным и земским старостам. В целом реформы Ивана грозного укреплению власти царя. 5) Опричнина. Страна была поделена на две части опричнину и земщину. Опричнина - самые лучшие земли, принадлежали самому царю.