Раб не имел никакого имущества; он сам принадлежал своему владельцу. Владелец раба имел право его бить, продать, даже убить. Рабов и рабынь заставляли выполнять тяжелый труд. Например, рабыни растирали камнями зерна в муку. Все произведенное трудом рабов принадлежало их владельцу. Он же давал рабам лишь столько еды, сколько было необходимо для того, чтобы они могли работать. Знатные египтяне, захватившие рабов, составляли класс рабовладельцев.
Сами они не работали, жили в богатых домах, окруженных тенистыми садами. Они носили одежду из тонкого полотна; на руках у них были золотые браслеты, на груди — ожерелья. На поясе висел кинжал с рукояткой, украшенной золотом. Самыми богатыми рабовладельцами стали вожди племен.
1. Формирование белорусской народности происходило с конца XIII по XVI в. Народность — это сообщество людей, сложившееся исторически и характеризующееся единством происхождения, языка, территории, схожестью психического состояния, этнического сознания. Формированию белорусской народности содействовало объединение белорусских земель в составе единого государства — ВКЛ. Сильная централизованная власть, установившаяся в конце XIV — начале XV в., положительно повлияла на развитие экономических связей между регионами страны. Начиная с Судебника 1468 г. формируется единое законодательство, окончательно сформировавшееся в Статуте ВКЛ 1588 г.
Свою роль в становлении белорусской народности сыграло православие. Абсолютное большинство восточнославянского населения в ВКЛ составляли православные верующие. После заключения между ВКЛ и Польшей Кревской унии 1385 г. православная церковь в ВКЛ была лишена прежних прав. Ягайло стремился сделать католическую церковь главенствующей в ВКЛ. Однако в середине и второй половине XV в. великие князья литовские Казимир и Александр подтвердили уравнение в имущественных правах феодалов-католиков и православных феодалов. ВКЛ стало первым государством в Средневековой Европе, в которой законодательно было закреплено равенство православной и католической церкви.
Признаком формирования народности стало складывание в XIV—XV вв. особенностей белорусского языка на основе среднебелорусской (минско-молодеченской) группы диалектов. Среди звуковых изменений особенно заметным стало «дзеканье», «цеканье», твердое произношение звука «р», «аканье», «яканье». Старобелорусский язык получил государственный статус языка официального делопроизводства в ВКЛ.
О формировании белорусской народности свидетельствовало употребление населением самоназваний. Названия русины и белорусцы больше относились к территории Подвинья и Поднепровья. Название литвины — к территории верховьев Немана (современная Гродненская область). Более позднее название полегиуки — Полесья (территория Брестской и Гомельской областей). Такие названия являлись элементами этнического самосознания белорусского народа.
Формирование белорусской народности проявилось в возникновении особенного психического состояния белорусского народа. Белорусам свойственны стремление гармонично при свой труд и отдых к определенному времени года, высокая духовность, терпимость, трудолюбие, отзывчивость и др.
2. У современных историков существуют разные версии относительно происхождения названия «Белая Русь». Одни связывают название со стороной света: белый цвет означал восток. Другие — с тем, что население Беларуси носило белые полотняные одежды, имело светлые волосы, белый цвет кожи. Третьи — с религиозной ситуацией: белая — значит православная, «чистая» в отличие от язычества («поганства»). Четвертые — с внешнеполитическими обстоятельствами: часть территории Беларуси, которая не была захвачена ни крестоносцами, ни ордынцами, оставалась вольной, свободной. Так, один из исторических источников под 1282 г. называет Полоцк крепостью Белой Руси. Более вероятно мнение о том, что название «Белая Русь» означало своеобразное «привилегированное» положение некоторых восточных земель Беларуси (Полоцкой и Витебской) в составе ВКЛ.