В 30-40-х гг XIX века центромнациональнойжизни на западноукраинских землях (находились в составе Австрийской империи) стал Львов. Здесь создается и начинает действовать общественно-культурное объединение романтиков "Русская троица". Ее основателями были Маркиян Шашкевич (1811-1843 гг), Иван Вагилевич (1811-1866 гг) и Яков Головацкий (1814 - 1888 гг.) - В то время студенты Львовского университета и воспитанники католической духовной семинарии. Инициаторы создания "Русской троицы" стремились внести революционныеизменения в тогдашнюю литературу путем внедрения в нее народного языка. Они занимались собирательской, исследовательской, издательской и публицистической деятельностью в сфере широкого круга гуманитарных наук (народоведения, фольклористики, языкознания, литературоведения, историографии и прочее), а также литературно-художественной и переводческой деятельностью. Их выступления были направлены на утверждение живой разговорной речи в литературе, на создание этом языке школьных учебников, на внедрение родного языка в повседневный обиходинтеллигенции и т.д.
«Русалка Днестровая» - сборник, изданный в 1837 году в Будапеште, авторами которой были Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий. Это первая народная книга, положившая начало новой демократическойкультуре на западноукраинских землях. Ее содержание пронизан тяготением к традициям собственной государственности и независимости, восхваления национально-освободительной борьбы, поэтизацией народных героев (Морозенко, Довбуша, казаков,гайдамаков. Основная часть тиража «Русалки Днестровской» была конфискована, и только двести экземпляров разошлось по Галиции и Украины. После выхода в свет «Русалки Днестровской» деятельность «Русской троицы» прекращается, но все же прогресс в национальном возрождении продолжается.
В 1846 году в Лейпциге вышла публицистическая статья Якова Головацкого «Положение русинов в Галиции», в которой были формально определены основные программные принципы украинского национального движения. Следствием деятельности в духе этих программных принципов стало издание братьями Иаковом и Иоанном Головацким альманаха «Венок русинам на обжинки» (Вена, 1846-1847 гг.) Этот альманах продолжал традиции «Русской троицы».
Следует согласиться с мнением И. Франко, который оценил деятельность "Русской троицы" (в частности издание "Русалки Днестровской") как "явлением насквозь революционным". Эта революционность заключалась прежде всего в разрыве со старой традицией литературы на церковнославянском языке. Они ввели народный язык галицких украинский в литературную и доказали, что между их языком и языком надднепрянских украинском нет существенных различий - значит, они составляют один и тот же народ. Поэтому их деятельность стала вехой в развитии украинского национального движения вГаличине, подобно деятельности Кирилло-Мефодиевского общества в Приднепровской Украины.
В качестве общих характеристик, системы управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведенных Петром 1, могут быть названы: - при Алексее Михайловиче формируется, при Петре 1 реализуется тенденция к формированию абсолютизма; - при Алексее Михайловиче прекращается деятельность Земских Соборов; Общей тенденцией является тенденция к формированию чиновничье- бюрократического аппарата.
Различия:
При Алексее Михайловиче Собирается Боярская Дума Высшими органами исполнительной власти являются приказы Организуется Приказ великого государя тайных дел Сохраняется принцип местничества Усилено влияние государства на церковь
При Петре 1 (к 1725г. )
Учрежден Сенат Созданы коллегии как высшие органы исполнительной власти Принята Табель о рангах Патриаршество упразднено. Создан святейший Синод для управления церковью Россия провозглашена империей
Натянутый канат В. ВысоцкийОн не вышел ни званьем, ни ростом. Не за славу, не за плату - На свой, необычный манер Он по жизни шагал над По канату, по канату, Натянутому, как нерв.Посмотрите - вот он Без страховки идет. Чуть левее наклон - Упадет, пропадёт! Чуть правее наклон - И его не Но зачем-то ему очень нужно пройти Четыре четверти пути.И лучи его с шага сбивали, И кололи, словно лавры. Труба надрывалась, как две. Крики "Браво!" его оглушали, А литавры, а литавры - Как обухом по голове.Посмотрите - вот он Без страховки идет. Чуть левее наклон - Упадет, пропадет! Чуть правее наклон - И его не Но теперь ему меньше осталось пройти - Уже три четверти пути."Ах, как жутко, как смело, как мило! Бой со смертью три минуты!" - Раскрыв в ожидании рты, Из партера глядели уныло Лилипуты, лилипуты, - Казалось ему с высоты.Посмотрите - вот он Без страховки идет. Чуть левее наклон - Упадет, пропадет! Чуть правее наклон - И его не Но спокойно, - ему остается пройти Всего две четверти пути.Он смеялся над славою бренной, Но хотел быть только первым. Такого попробуй угробь! Не по проволоке над ареной, Он по нервам - нам по нервам Шел под барабанную дробь.Посмотрите - вот он Без страховки идет. Чуть левее наклон - Упадет, пропадет! Чуть правее наклон - И его не Но замрите, - ему остается пройти Не больше четверти пути.Закричал дрессировщик - и звери Клали лапы на носилки, Но прост приговор и суров: Был растерян он или уверен - Но в опилки, но в опилки Он пролил досаду и кровь.И сегодня другой Без страховки идет. Тонкий шнур под ногой - Упадет, пропадет. Вправо, влево наклон - И его не Но зачем-то ему тоже нужно пройти Четыре четверти пути!
«Русалка Днестровая» - сборник, изданный в 1837 году в Будапеште, авторами которой были Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий. Это первая народная книга, положившая начало новой демократическойкультуре на западноукраинских землях. Ее содержание пронизан тяготением к традициям собственной государственности и независимости, восхваления национально-освободительной борьбы, поэтизацией народных героев (Морозенко, Довбуша, казаков,гайдамаков. Основная часть тиража «Русалки Днестровской» была конфискована, и только двести экземпляров разошлось по Галиции и Украины. После выхода в свет «Русалки Днестровской» деятельность «Русской троицы» прекращается, но все же прогресс в национальном возрождении продолжается.
В 1846 году в Лейпциге вышла публицистическая статья Якова Головацкого «Положение русинов в Галиции», в которой были формально определены основные программные принципы украинского национального движения. Следствием деятельности в духе этих программных принципов стало издание братьями Иаковом и Иоанном Головацким альманаха «Венок русинам на обжинки» (Вена, 1846-1847 гг.) Этот альманах продолжал традиции «Русской троицы».
Следует согласиться с мнением И. Франко, который оценил деятельность "Русской троицы" (в частности издание "Русалки Днестровской") как "явлением насквозь революционным". Эта революционность заключалась прежде всего в разрыве со старой традицией литературы на церковнославянском языке. Они ввели народный язык галицких украинский в литературную и доказали, что между их языком и языком надднепрянских украинском нет существенных различий - значит, они составляют один и тот же народ. Поэтому их деятельность стала вехой в развитии украинского национального движения вГаличине, подобно деятельности Кирилло-Мефодиевского общества в Приднепровской Украины.