Живопись 1920-х—1930-х годов, как и дореволюционной поры, представлена более или менее фрагментарно в силу катастрофических событий первой половины ХХ в., губивших не только людей, но и феномены культуры. И тем не менее, музей обладает коллекцией интереснейших уникальных произведений – свидетельств как искусства, так и истории. Это полотна М. Филипповича и М. Станюты, М. Кунина и М. Слепяна, В. Кудревича и И. Мильчина, Г. Докальской и А. Голубкиной, М. Севрука и П. Сергиевича, Н. Воронова и А. Мозолева, Е. Тихановича и М. Аксельрода, А. Шевченко и А. Кастелянского. Диапазон – от крошечных этюдов Н. Тарасикова до монументально-декоративных панно И.Ахремчика, В.Волкова, А. Деблера, некогда находившихся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве; от фантастически-космических композиций И. Дроздовича до крупномасштабных полотен социалистического реализма Н. Пашкевича и М. Моносзона.
Новым явлением в художественной жизни Беларуси ХХ века стало зарождение производства художественного фарфора. В собрании декоративно-прикладного искусства представлены работы художников Минского фарфорового завода 1960–1990-х гг. В творчестве Кириленко, В.Г. Гаврилова, Л.Я. Богданова, В.А. Леонтовича, А.В. Литвиненко, В.Е. Данчук, А.Я. Федуся, И.В. Алисевич соединены традиции классического наследия, народной культуры, опыт современного керамического искусства. Формирование собственной творческой концепции, поиски нового стиля фарфора отражены в произведениях художников Добрушского фарфорового завода М.А. Гатальского, В.В. и Л.Н. Ковальчуков.
Наиболее значительный раздел собрания – коллекция декоративного стекла, в которую входит 366 работ художников и мастеров двух старейших заводов художественного стекла – «Неман» (г/п Березовка, Лидский р-н, Гродненская обл.) и хрустального завода им. Ф.Э. Дзержинского (г. Борисов, Минская обл.). Среди этих произведений есть несколько образцов изделий конца 1930-х–1950-х гг.: вазы, тарелки, блюда. Большая часть коллекции представляет искусство художников экспериментально-творческих лабораторий, открывшихся на стекольных предприятиях в начале 1960-х гг.
Наиболее последовательно в собрании отражено творчество нескольких поколений художников завода «Неман». Формирование неповторимого стиля «неманского» стекла связано с именами В.С. Мурахвера, Л.М. Мягковой, В.Г. Дзивинской, В.П. Жохова, С.Я. Раудвеэ, К.А. Вакс, Т.И. Малышевой, О.Ю. Сазыкиной, А.А. Анищика, М.Ю. Пюкке, Г.М. Сидоревич, В.Д. Самохвалова.
Правителем Македонии Александра Македонского провозгласили в 336 году до нашей эры. Это случилось после убийства прежнего царя великой страны. Кстати, в будущем и сам полководец получил почетное дополнение к своему имени, его также стали называть «Великим». Первые действия царя на высоком государственном посту пришлись по душе большей части народа. Он отменил налоги, расправился с врагами своего отца и подтвердил мирный союз с Грецией.
После того, как Александр Македонский подавил греческое восстание, он стал задумываться о том, чтобы объявить войну Персии. Для этого он объединяется с франкийцами и ведет свои военные действия при поддержке греков. Когда битва стала приближаться к Трое, большинство поселений признали власть Александра и покорились ему с миром. В скором времени великий полководец смог завоевать практически всю Малую Азию, а после и Египет. Именно там им была основана Александрия.
Битва при Гавгамелах, которая произошла в 331 году до нашей эры, поставила точку в борьбе Македонского с персами. Последние были разгромлены окончательно. Покорились Александру и Персеполь, и Суза, и Вавилон. Спустя два года, после убийства царя Дария, полководец становится царем Персии. Заговоры в его новой империи и покушения на жизнь стали следовать один за другим. Средняя Азия была завоевана Македонским в 329-327 годах до нашей эры. Далее он запланировал поход в Индию, и провел в битвах около двух лет. После этого последовал период его мирной жизни, к тому времени царь уже был женат. Теперь он вплотную занялся управлением покоренных земель. Он проводил реформы, которые в основном касались военной области. В 323 году до нашей эры жестокая лихорадка помешала Александру Македонскому начать новый поход – на этот раз на Карфаген, против арабов. В возрасте тридцати трех лет величайший полководец умирает, не оставив никаких распоряжений о наследнике своей империи. Сегодня уже известно, что причиной смерти была малярия, которую в ту пору и именовали желтой лихорадкой.