Последствие: было подписано Андрусовское перемирие, Согласно ему, России переходил Смоленск, а также земли, вошедшие в результате смутного времени в состав Речи Посполитой, в том числе Дорогобуж, Белая, Невель, Красный, Велиж, Северская земля с Черниговом и Стародубом. Кроме того, Польша признала за Россией право на Левобережную Малороссию. Согласно договору Киев временно на два года переходил Москве (России, однако, удалось оставить Киев себе по Вечному миру 1686 года, уплатив Польше 146 тысяч рублей в качестве компенсации) . Запорожская Сечь переходила под совместное управление России и Польши.
Польско-русская война 1654—1667 годов значительно ослабило положение Речи Посполитой в Восточной Европе, а также явилось фактором усиления влияния православной церкви и Русского царства на белорусские и украинские земли. После золотого века государство впало в период серьезного экономического и политического кризиса, что в итоге и стало причиной трех разделов в 1772, 1793 и 1795 годах. Более всего пострадали восточные земли Речи Посполитой. Так численность населения титульной нации Великого Княжества Литовского - белорусов, уменьшилось на половину с 2 миллионов 950 тысяч человек до 1 миллиона 350 тысяч, некоторые приграничные с Русским царством поветы потеряли до 2/3 от довоенного населения. Предвоенный уровень населения был восстановлен только к 1772 году [источник не указан 110 дней] . Кроме того, мир с Польшей и её ослабление позволили России сконцентрировать усилия на борьбе со Швецией, Османской империей и Крымским ханством.
Андрусовское перемирие устанавливалось на 13,5 лет, 3 (13) августа 1678 года оно было продлено ещё на 13 лет, в 1686 году был заключен мирный договор («Вечный мир») , согласно которому Россия за определенную денежную сумму закрепила за собой Киев с пригородами, а Речь Посполитая отказывалась от протектората над Запорожской Сечью.
ИтогПобеда России,
Территориальные
измененияПрисоединение к России Левобережья, Киева и Смоленска
Объяснение:
Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (и четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросамдогматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера начались задолго до 1054 года, однако именно в 1054 году Папа римский Лев IXпослал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[1].
В 1054 году Лев направил Кируларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности.[2][3] Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную в борьбе с норманнами.[4]
16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и егоотлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разорения Рима войсками Алариха в 410 году) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.
После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) отношения между церквями были редки и случайны[5].