После смерти в 1771 году Абилмамбет-хана власть должен был унаследовать один из его младших братьев или сын Абилпеиз, однако султаны и главы родов на съезде в Бурабае при участии Канай бия избрали ханом Абылая. Он распространил свою власть на значительные районы Старшего и Младшего жузов, считая себя ханом всех трёх жузов.
В период крестьянской войны 1773—1775 годов Абылай встречался с Емельяном Пугачёвым, обещая ему поддержку. Одновременно вёл переговоры с представителями российского правительства, уверяя в своей верности ему. Связи с повстанцами ослабли после ухода Пугачёва в Поволжье. В 1778 году Абылай был утверждён императрицей Екатериной II ханом лишь Среднего жуза.
Абылай-хан оставил после себя 30 сыновей[1]. Похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.
Правнуком Абылая был первый казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист и просветитель Чокан Валиханов. Он написал статьи «Аблай», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Шуна батыр» и другие, в которых исследует образы богатырей Казахского ханства. Чокан оценил эпоху Абылай хана следующим образом: «В предании казахов Аблай носит какой-то поэтический ореол... Его походы, подвиги богатырей служат сюжетами к эпическим рассказам» Абылай-хан в исторической мифологии народа Править
Деятельность Абылай хана как правителя оказала сильное влияния на формирование самосознания народа и привело к мифологизации исторической личности - к созданию правильного образа[7], Архетипа Правителя, как мудрого защитника.По народному преданию у Абылай-хана было три благословения Неба. Сакральные символы определены в виде предметов силы: меч- дарующий силу защиты, чаша- дарующая благополучие, и кристал- дарующий мудрость, несущий в себе особую силу веры, что связывает с божественным и с мудростью духов предков
Объяснение:
В 553 либо 554 году после разгрома жужаней тюрками в столицу Тюркского каганата прибыло иранское посольство, преследовавшее цель заключения военного союза против государства эфталитов — врага Ирана и бывшего союзника Жужаньского каганата. Для тюрков перспектива союза открывала возможность закрепиться в Средней Азии и взять под свой контроль Великий шёлковый путь. Договор был скреплён браком шахиншаха Хосрова I Ануширвана с дочерью Истеми (от этого брака родился будущий шахиншах Ормизд IV).
По поручению Мукан-кагана Истеми во главе большой армии выступил на запад весной 554 года. Не встречая по пути серьёзного сопротивления, ябгу к 555 году дошёл до Аральского моря. По пути им были подчинены усуни, нушиби, дулу[5], а также подвластные эфталитам Хотан, княжества Семиречья[6] и Хорезм. Эфталиты были не в состоянии отреагировать на эти события из-за войны в Индии.
Истеми, зная о занятости Хосрова I Ануширвана боевыми действиями с византийцами, также не стал в одиночку атаковать эфталитов, обратив внимание на север, где в 556 году подчинил абаров[7] и наткнулся на сопротивление хионитов, вар, огоров и, возможно, примкнувшей к ним части жужаней. Война с ними тянулась до 558 года, когда тюркам удалось изгнать остатки разбитых племён за Урал (там беглецы стали известны как авары). Подойдя к берегам Волги, тюрки не стали форсировать реку, а вернулись назад. К этому времени (в 557 году) Иран заключил перемирие с Византией и был готов вместе с тюрками начать войну с эфталитами.
Кальвинистское богословие с полным правом можно назвать абсолютным библицизмом ( принятие Библии в качестве высшего авторитета) . Именно Священное Писание, признаваемое кальвинистами непогрешимым и неизменным Словом Самого Бога, лежит в основе всего их учения.
Фундаментальным положением кальвинистской теологии является учение о Боге и Его воле, которое можно сформулировать следующим образом:
А) Бог правит миром.
Б) В мире все происходит по воле Бога.
Кальвин, ссылаясь на Библию, утверждал, что Церковь — это сами верующие, а не здание, куда можно зайти и или организация священников.
Кальвин свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины.
Он ввёл демократическое управление церковью: независимые общины верующих (конгрегации) управлялись консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины — пресвитеры из числа мирян) .
Делегаты от провинциальных консисторий составляют провинциальный синод, созываемый ежегодно.
Кальвин разработал новые нравственно-этические принципы мирского аскетизма: верующего в земной жизни он освобождал от необходимости совершения специальных, определенных духовенством «добрых дел» , которые были условием его
Вместо этого он сакрализовал, т. е. освятил трудовую повседневную деятельность верующих. Труд объявлялся формой служения Богу, религиозным призванием человека, и его успехи в труде считались косвенным свидетельством избранности. В условиях развивавшихся капиталистических отношений объективным показателем успехов являлся капитал, поэтому предпринимательская деятельность, накопление средств как бы освящались, тогда как бездеятельность и непроизводительная трата богатства и времени осуждались.
Нажитый капитал (неважно, праведными или неправедными путями) представлялся божьим даром, но подчеркивалось, что его следует пускать в оборот; тратить его на личные нужды считалось грехом. Предписываемые нравственно-религиозные принципы, отличаясь суровостью, простотой и аскетизмом, стимулировали развитие капиталистических отношений. Поощрение накопительства сочеталось с требованиями мирского аскетизма в личной жизни.
Кальвинистская церковь должна была следить за религиозным и нравственным поведением людей, а светская власть должна была выполнять все предписания церкви, приобретавшие силу законов.
Кальвинизм также отрицает общеобязательный Символ веры, не признает такие предметы культа, как крест, свечи и иконы.
Крещение и причащение - не более, чем символические обряды.