Что было общего в развитии римского и афинского полисов и в чем они различались ? как осуществлялось римом ? какие особенные черты были присущи царской власти в риме?
Открытость гражданского коллектива для неграждан. (Для типичного Афинского полиса характерна замкнутость гражданского коллектива, почти непроходимая грань, отделяющая его от внешнего мира. Гражданином становился только тот, чей отец был гражданином, а мать дочерью гражданина.Гражданином Рима становился тот, чья мать была римской гражданкой, хотя бы и не состоявшей в законном браке с римским гражданином. Римский полководец мог наградить римским гражданством отличившегося в бою воина союзного вс отряда или даже весь отличившийся отряд целиком. Римское народное собрание могло за заслуги перед Римом даровать гражданство союзному италийскому городу, который отныне назывался муниципием. Граждане этого города одновременно являлись римскими гражданами и считали, что у них теперь два отечества, малое и большое.Наконец, римским гражданином становился латинский гражданин , если он перебирался на постоянное жительство в Рим или в один из муниципиев). Олигархический государственный строй. (Среди греческих полисов было немало олигархических, однако Афины были демократическим как и большинство в греческих. В Риме, так же как и в большинстве других городов-государств Италии, господствовал принцип геометрического равенства. Богатые граждане были самыми активными и влиятельными; только из них выходили магистраты, судьи, офицеры и жрецы.Римский сенат, состоявший из самых богатых граждан, полномочия которых были пожизненными, фактически играл роль римского правительства) Относительно высокая социальная мобильность (В Афинском полюсе препятствовала господствующая в нем традиционная система ценностей. В соответствии с ней самым почетным для гражданина занятием было земледелие, а такие более доходные виды деятельности, как торговля, ремесло и предпринимательство разного рода, считались презренными. Ими в основном зарабатывали себе на жизнь неграждане (рабы, вольноотпущенники, чужеземцы), которые не имели права быть собственниками полисной земли. В Афинах те из них, кому удалось разбогатеть, не могли занять высокое социальное положение в полисе, поскольку не имели гражданства. В Риме благодаря открытости гражданского коллектива для неграждан у людей такого рода была возможность получить римское гражданство и со временем добиться социального возвышения. Раб, выкупившийся на волю, становился римским гражданином. Если ему удавалось разбогатеть, его сын мог стать богатым землевладельцем и заседать в муниципальном сенате, а его внук уже в сенате самого Рима). Сходство наврно одно - наличие гражданского и не гражданского населения.
Прежде всего, Кальвинистская церковь является протестантской. Для нее характерны умеренность, трудолюбие и общинность, четкое почитание и следование проповедям наставников. Богословие Лютера и устройство его церкви показали, что корни Реформации уходили глубоко - они были связаны с распадом средневекового общественного строя и с постепенным превращением европейского человека в личность, индивидуальность. Торговцу и предпринимателю, архитектору и инженеру, поэту и профессору уже не нужны были посредники и в сложных отноше-ниях между человеком и Богом; наставления католической церкви они воспринимали как посяга-тельство на свою свободу. Лютеру удалось хотя бы частично решить сложнейшую задачу - прими-рить острое ощущение своей индивидуальности, особенности с подлинным религиозным чувством. каждая кальвинистская община, со-стоявшая из нескольких десятков человек, решала все свои дела самостоятельно. Руководили общиной наиболее уважаемые и почтенные люди - "пресвитеры", которых выбирали сами верующие, а также проповедники, наставлявшие своих собратьев по вере. В случае необходимости пресвитеры и проповедники отдельных общин сходились вместе и обсуждали дела, касавшиеся всех. Сам Кальвин проявил скромность, не претендуя на особое положение в созданной им организации. Большие состояния Бог дарует только тем, кто служит ему своим трудом, кто копит не для себя, а для обретения Царствия Небесного. Строгости Кальвина не понравились весёлым женевцам, и однажды его даже изгнали из города на несколько лет. Но буржуазия богатых городов, сначала швейцарских, а потом - и английских, французских, голланд-ских, смогла оценить идеалы труда, накопления и бережливости, заложенные в учении Кальвина. Все эти достоинства кальвинизма его широкому распространению в Европе.
Основатель: Жан Кальвин (Швейцария). Кальвинизм - одно из течений протестантизма. Протестантизм - направление христианства, представляющие собой многочисленные, самостоятельные церкви. Кальвинизм распространился в Англии ( пуритане), Франции (гугеноты), Нидерландах. Основные идеи кальвинизма:1. " В рай попадет только тот, кто много работает и богатеет." Труд ради накопления богатства - долг человека. Скупость ради накопления богатства - не порок. Лень , щедрость, бедность -основные пороки. В общем, кальвинизм осуждает пустую трату денег и времени ( на дорогую одежду, развлечения и т.п.) 2. "Судьба человека - в руках господа". Если у человека в жизни всё хорошо - он избран богом. А если человеку что-то не удается или не везёт - бог отвернулся. 3. Кальвинисты полностью отрицали католическую церковь. Проповедовала кальвинизм - буржуазия. Кальвинисты жили общинами. Во главе общин стояли пресвитеры ( старейшины-священники).
Олигархический государственный строй. (Среди греческих полисов было немало олигархических, однако Афины были демократическим как и большинство в греческих. В Риме, так же как и в большинстве других городов-государств Италии, господствовал принцип геометрического равенства. Богатые граждане были самыми активными и влиятельными; только из них выходили магистраты, судьи, офицеры и жрецы.Римский сенат, состоявший из самых богатых граждан, полномочия которых были пожизненными, фактически играл роль римского правительства)
Относительно высокая социальная мобильность (В Афинском полюсе препятствовала господствующая в нем традиционная система ценностей. В соответствии с ней самым почетным для гражданина занятием было земледелие, а такие более доходные виды деятельности, как торговля, ремесло и предпринимательство разного рода, считались презренными. Ими в основном зарабатывали себе на жизнь неграждане (рабы, вольноотпущенники, чужеземцы), которые не имели права быть собственниками полисной земли. В Афинах те из них, кому удалось разбогатеть, не могли занять высокое социальное положение в полисе, поскольку не имели гражданства.
В Риме благодаря открытости гражданского коллектива для неграждан у людей такого рода была возможность получить римское гражданство и со временем добиться социального возвышения. Раб, выкупившийся на волю, становился римским гражданином. Если ему удавалось разбогатеть, его сын мог стать богатым землевладельцем и заседать в муниципальном сенате, а его внук уже в сенате самого Рима).
Сходство наврно одно - наличие гражданского и не гражданского населения.