1) Почему события 17 века получили название Смуты? Какой смысл вкладывали в это определение современники, а какой - историки?
Правящая Россией династия Рюриковичей пересеклась в 1598 году, когда погиб наследник Ивана Грозного, Федор Иванович Блаженный. В том же году на трон был возведен Борис Годунов.
Из-за неурожая в 1601 и 1603 годах начался голод. Появился полный беспорядок, людям пришлось переходить к разбою и грабежу. Начался период, получивший название Смута. Само слово смута означает раздор или распри, и означает экономический, политический, социальный и династический кризис. Время характеризовалось беспорядком, восстаниями, разрушением власти, разорением страны, правлением самозванцев, а также попытками Польши захватить Россию.
Смута сподвигла современников к написанию различных сочинений в разных жанрах. Это были повести, сказания, жития и видения, которые были написаны по горячим следам событий их очевидцами и участниками событий. Цель этих произведений - воздействие на мировоззрение современников, для доказательства законности того или иного события, для объяснения происходящего. Следует добавить, что существует противоречивость в описании одних и тех же фактов, различная их оценка.
В глазах историков смута была системным кризисом, который случился в результате социально-экономических и политических причин. Например, Соловьев С. М. видел в смуте “насильственный перерыв в органическом ходе русской истории”.
2) В чём причины смуты?
Причина смуты – прерывание династии Рюриковичей и отсутствие законного наследника.
3) Как вы понимаете утверждение: главная причина смуты - системный кризис, переживаемы страной? Почему правительству Годунова не удалось избежать Смуты?
Системный кризис тут проявляется в том, что нет официального претендента на престол и нет практики избрания на престол. Зато есть практика междоусобиц и борьбы за престол, а также распустившаяся боярщина, которая жаждала власти, и с которой Годунов не мог бороться, в этом и проявляется системный кризис. Но это не плохо, это ново для той России. У него были отличные идеи, но они были новые, и поэтому большой поддержкой он не обладал. Плюс, неурожай, голод – все это сложилось.
Ислам – это всемирная, универсальная религия, охватывающая все аспекты человеческого бытия. Прекраснейшим аспектом ислама является его культура, об основных характерных чертах которой пойдет речь ниже.
Что такое культура? Многие думают, что это искусство, музыка или какие-то национальные и общественные традиции. Однако это очень многозначное понятие. Аналог его в арабском языке звучит как «Сакафа» и означает определенные черты поведения и мышления, которые люди, живущие в едином социуме изучают, создают сами и разделяют друг с другом. Культура – это то, что отличает одну группу в человечестве от другой, а также человечество от животного мира. Человеческая культура охватывает сферу верований, правил поведения, язык, обрядовость, искусство, технологии, стиль одежды, питание, политическую и экономическую системы.
Ислам – это отдельная специфическая культура. Она не является арабской, ближне- или просто восточной. Она не монолитна, а богата разнообразием. Разумеется, в исламской культуре есть элементы фундаментальные, общие для всех мусульман, но есть и другие, отличающиеся от страны к стране и от народа к народу. Универсальные основы исламской культуры проистекают из Корана и Сунны, а особенные – из местных обычаев различных народов (араб «аараф» или «адат»). Поэтому, можно говорить об арабской ,индо-пакистанской, африканской, китайской, а также американской и европейской исламских культурах.
В развитии своей собственной, мусульманской культуры, мы должны также и сотрудничать с людьми других культур. Наша культура основывается на Коране и Сунне, но также и на великих знаниях и опыте всего человечества. Мы должны извлекать пользу из опыта и знаний всего человечества, быть открытыми к нему, для того, чтобы сделать мусульманскую культуру сильнее и динамичнее. Но одновременно, необходимо иметь в виду основные течерты, характерные именно для исламской культуры. Они, суть, следующие.
1. Богоцентричность.. Вся наша культура богоцентрична. Мы неукоснительно придерживаемся принципа « таухида» (единоюожия), верим в Божественное наставление, переданное через всех Пророков, последним из которых является Мухаммад. Мы верим в жизнь после смерти и в День суда. Мы особенно делаем акцент на молитву,и на благочестивые деяния – пост, закят и хадж. Мы верим также и в то, что Аллах дозволил нам одни вещи и запретил другие («халяль» и «харам»).
2. Равенство, терпимость и братство. Исламская культура особенно подчеркивает, что все люди равны. Мы не приемлем любой дискриминации по расе, цвету кожи и т.п. Мы подчеркиваем ценность и достоинство всех людей пред лицом Бога. Мы исповедуем свободу и отсутствие принуждения в религии.