Правление Петра I (1689—1725) было не просто царствованием, но переломной эпохой в жизни страны. В исторической науке и исторической литературе прочно укоренились термины «эпоха Петра», «эпоха петровских преобразований». В результате петровских реформ новое появлялось повсюду — в экономике и науке, в культурной жизни и в быту, в структуре государственного аппарата иуправления, создании новой армии и флота, во внешней политике. Россия в ходе петровских реформ превратилась в одну из сильнейших европейских держав.
Качественному скачку, совершенному в первой четверти XVIII века, Россия обязана была трудовым и ратным подвигам простых людей, но в центре всей реформаторской деятельности находился Петр — личность необыкновенная, с его огромным умом, разносторонними дарованиями и железной волей.
Время показало удивительную жизне многих институтов, созданных Петром. Сенат просуществовал в России более двухсот лет; подушная подать, введенная в 1724 году, была отменена лишь 163 года спустя. Последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, спустя 170 лет после первого. Синодальное управление православной церкви оставалось неизменным почти двести лет. Поэтому понятно то восхищение, которое вызывал и вызывает великий реформатор России.
Рассматривая петровские преобразования, необходимо отметить, что спор об их закономерности, прогрессивности и даже целесообразности идет в исторической науке почти со времен самих реформ. При этом высказывались две противоположные точки зрения. Славянофилы укоряли российского императора в том, что он грубо вторгся в жизнь русского народа и «европеизацией» нарушил самобытный строй России. Эти взгляды были подвергнуты критике русским историком С.М. Соловьёвым. Он доказывал историческую обусловленность и необходимость реформ, которые, по его мнению, ощущались всем народом.
Эта мысль С.М. Соловьёва была поддержана В.О. Ключевским, который в курсе своих лекции отмечал, что «реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур».
Левое изображение было создано в эпоху Средневековья, а правое - в эпоху Возрождения. Это можно определить по некоторым признакам:
1. Первое изображение является иконой, а второе - картиной. Икона была заимствована из Византийской и Римской Империи, и была строгим, священным изображением. Искусство иконописи было широко распространено в Средние Века.
А в эпохе Возрождения (также называемой эпохой Ренессанса), художники стремились делать свои картины более мягкими, менее строгими, а также красочными и реалистичными.
2. В эпохе Ренессанса люди были более равнодушными к религии, чем в Средние века. Одним из признаков этого является отсутствие на втором изображении ореолов, в отличие от первого.
3. На картине справа мы видим реалистичный и живописный фон - лес и небо. Это является одной из характеристик художества эпохи Возрождения.
4. В Средние Века тема религии считалась таинственной и даже страшной. Из-за этого икона выглядит серьезной, суровой и немного мрачной. В изобразительном искусстве эпохи Возрождения, особое внимание уделялось вере в человека, в силу его возможностей и разума, что легко увидеть, глядя на второе изображение - выражение лиц расслаблено, на заднем плане виден пейзаж природы, атмосфера менее напряженная и т.д..
5. Художники эпохи Ренессанса были лучше обучены, были мастерами своего дела. Они делали свои произведения живыми, с чувствами и эмоциями.