Начнём с того, что причины отнюдь не федеральной, а феодальной раздробленности были вызваны следующими обстоятельствами: а) многочисленные межгосударственные войны в Западной Европе; б) междоусобные войны; в) натуральное хозяйство, отсутствие развитых товарно-денежных отношений и торговых связей между соседними областями.
Что касается первой причины, то в X веке германские феодалы начали совершать грабительские походы в Италию. Часть Италии, включая Рим, была захвачена германским королём, но это было слабое государство, где крупные феодалы не подчинялись самопровозглашённому императору. Поэтому каждый новый король Германии пытался усилить своё господство на землях Италии. Походы совершались один за другим на протяжении нескольких веков, что приводило к появлению всё новых и новых территорий с обособленным режимом управления и хозяйствования.
Что же касается второй причины - междоусобных войн, - то они были вызваны борьбой феодалов за владение ограниченными ресурсами: землёй и крепостными крестьянами. Каждый феодал стремился "отжать" ресурс побольше. При этом среди самих феодалов существовала чёткая иерархия (король - герцоги и графы - барон - рыцари), которая называлась феодальной лестницей.
Натуральное хозяйство же, в свою очередь, само по себе являлось системой финансово-экономических отношений, не объединению земель на основе принципов свободной торговли, таких как наличие признаваемой международной валюты, а также правовой системы, которая бы гарантировала добросовестность участников торговых сделок.
Всё это в совокупности и определило исторический ландшафт Западной Европы периода IX-XI вв., называемый феодальной раздробленностью.
Получив землю и зависимых крестьян, феодалы превращаются не только в , но и политическую силу. с той поры они все больше заботятся о собственных владениях и судьбе своего княжества, чем о государстве в целом. и местные князья, вынужденные опираться на окружавшее их боярство, обычно послушно проводили навязываемую им земельными магнатами политику, удельная раздробленность на руси стала результатом общего социально- развития общества, то в политическом плане к кризису, ослаблению государственной структуры и упадку центральной, великокняжеской власти. феодальная раздробленность государства была неоднозначным, противоречивым явлением, . политическая жизнь страны протекала в соперничестве сил объединения и дробления государства. в условиях постепенного расширения автономии тех или иных княжеств часть князей и крупных бояр была вынуждена отстаивать государственное единство и целостность земли — пусть даже временами на словах. вынуждена потому, что общество требовало от господствующей верхушки заботиться о единстве и военной мощи страны. простой люд — крестьяне и ремесленники, составлявшие абсолютное большинство населения киевской руси — видел возможность безопасной и хорошей жизни исключительно в существовании объединенного, централизованного и сильного государства, способного защитить его от врагов — (прежде всего и почти исключительно) кочевников причерноморских степей. киевская летопись отметила, что в разгар борьбы за киев в конце 40-х гг. хii в. между княжескими кланами мстиславичей, давидовичей и ольговичей была предпринята попытка заключить мир и прекратить усобицы. летописец вложил в княжеские уста такие саморазоблачительные слова: «то было прежде, при дедах наших и отцах наших — мир стоит до рати, а рать — до мира… но мы уже устали воевать. и так на том целовали крест в церкви святого спаса: “ землю блюсти и быть всем, как братья”». но и эта и подобные ей другие попытки прекратить усобицы не к успеху. стремление сохранить единство государства в высшей степени присуще обществу 40-х гг. хii—хiii вв. , когда ржавчина удельной раздробленности разъедала русь уже через несколько лет после смерти мстислава мономашича (1132). всеволод ольгович черниговский вступил в конфликт с великим князем киевским ярополком владимировичем, сыном мономаха. тогда «люди черниговские» (городское вече) поставили перед своим князем ультиматум: «проси мира, нам известно милосердие ярополка, он не радуется кровопролитью, на бога ради захочет мира, ибо блюдет землю» . лишенный народной поддержки, «всеволод начал посылать своих людей к ярополку с мольбой о мире» 36. объединительные процессы на руси нарастали уже с самого начала раздробленности, с 40-х годов хii в. , и это при том, что внешне они обычно выглядели как соперничество разных княжеских династий и феодальных группировок. как справедливо заметил известный , когда потомки мономаха (добавлю к этому, что не только они, но и другие княжеские кланы) боролись за киевский великокняжеский стол, то почти для каждого из них эта борьба была одновременно борьбой за собственный вариант единства государства37 — конечно, во главе с тем, кто возглавлял эту борьбу.
Касты в современной Индии тема очень интересная и неоднозначная, поэтому попытаюсь осветить этот вопрос с правовой точки зрения и начну с исторического начала применения термина "каста" в Индии.1. Сначала разберемся со словом Каста применительно к Индии. Термин касты совершенно не индийского происхождения и применяться он стал захватчиками-европейцами к сложному по структуре индийскому обществу относительно недавно, уже в 20 веке. В Индии существуют собственные системы классификации членов общества, а именно: варна и джати.Варна - в буквальном переводе "цвет", это как раз то, что называется в просторечии кастами, 4 кастам соответствует 4 варны (чатурванья): брамины, кшатрии (кшатрия), вайшья (вайшии), шудры. Об истории варн и их нормативном закреплении в законах Ману (Манусмрити) я уже писала, статью найти можно по тегу "касты".Кроме варн в индийском обществе существуют джати, то есть разделения, установленные по профессиональному признаку, они существуют как бы внутри 4 варн. Бывают джати воров, плотников, горшечников и мужчин-прачек, и священнослужителей конечно тоже. Индийские джати очень близки по смыслу к средневековым европейским цехам, в Индии джати также наследуется и переход из одной джати в другую крайне затруднен, о чем можно прочесть в индийской художественной литературе. Система джати тщательно оберегается кастовыми советами (кхап панчаятами), смешения варн является своебразным преступлением с точки зрения обычаев, и часто ведет к реальному преступлению - убийствам тех молодых людей, которые поженились или просто полюбили друг друга, не взирая на то, что принадлежат к разным джати
а) многочисленные межгосударственные войны в Западной Европе;
б) междоусобные войны;
в) натуральное хозяйство, отсутствие развитых товарно-денежных отношений и торговых связей между соседними областями.
Что касается первой причины, то в X веке германские феодалы начали совершать грабительские походы в Италию. Часть Италии, включая Рим, была захвачена германским королём, но это было слабое государство, где крупные феодалы не подчинялись самопровозглашённому императору. Поэтому каждый новый король Германии пытался усилить своё господство на землях Италии. Походы совершались один за другим на протяжении нескольких веков, что приводило к появлению всё новых и новых территорий с обособленным режимом управления и хозяйствования.
Что же касается второй причины - междоусобных войн, - то они были вызваны борьбой феодалов за владение ограниченными ресурсами: землёй и крепостными крестьянами. Каждый феодал стремился "отжать" ресурс побольше. При этом среди самих феодалов существовала чёткая иерархия (король - герцоги и графы - барон - рыцари), которая называлась феодальной лестницей.
Натуральное хозяйство же, в свою очередь, само по себе являлось системой финансово-экономических отношений, не объединению земель на основе принципов свободной торговли, таких как наличие признаваемой международной валюты, а также правовой системы, которая бы гарантировала добросовестность участников торговых сделок.
Всё это в совокупности и определило исторический ландшафт Западной Европы периода IX-XI вв., называемый феодальной раздробленностью.