надо Военные реформы Густава Адольфа (1594-1632) на сто лет дали дыхание шведскому великодержавию и контролю над Балтикой. Густав Адольф (в 1633 году он посмертно получи от шведского риксдага титул Великого) поднял торговлю, горное дело, создал государственные коллегии, новую систему налогов и лучшее в Европе народное образование. Ударную силу армии Густава Адольфа придали крестьянские территориальные полки, в которые рекрутировался каждый десятый из военного округа. Национальная спайка, дисциплина, выучка, одухотворенность идеей протестантизма (король пел хоралы в поле вместе с солдатами) превратили его армию в лучше войско мира. Победную линейную тактику Густава Адольфа приняли все армии Западной Европы. Прежние громоздкие пехотные соединения король заменил полками в 1300-1400 человек (две трети мушкетеров и треть пикинеров) с гибким расчлененным боевым порядком и глубиной шесть шеренг. Облегченные, без сошек, мушкеты давали высокую плотность огня. Густав Адольф резко увеличил скорострельность легких полковых пушек, введя бумажные картузы и унифицировав калибры. Шведские кирасиры по примеру польских гусар бросались галопом в атаку с холодным оружием вместо малоэффективного обстрела из пистолетов. В результате всех нововведений шведская армия не имела себе равных в Западной Европе, а шведский флот господствовал на морях.
Еще в середине XVI в. в основу комплектования шведской армии был положен принцип обязательной воинской повинности на основе выборочного призыва.
Продуктивные военные реформы, повышавшие бое вооруженных сил, проводили короли Густав-Адольф и Карл XI. Последний ввел новую систему комплектования войск в Швеции, названную поселенной.
Она состояла в следующем. Основные расходы по содержанию войска покрывались за счет доходов от земельных владений, как частных, так и государственных. Частные и общинные крестьянские земли подразделялись на одинаковые по доходности участки, причем так, что доход от такого участка был достаточен для содержания одного солдата. Один такой участок объединял группу крестьянских хозяйств — роту. Каждая рота была обязана содержать одного солдата-пехотинца. За это крестьянские хозяйства освобождались от налогов. Несколько иначе комплектовалась кавалерия. Такой принцип комплектования вооруженных сил позволял Швеции содержать большую армию, не соответствующую численности населения и экономическим возможностям государства.
Шведская пехота использовала особую технику ведения боя, введенную в практику в 1694 г. и названную «Новым манером боевых действий батальона» . Она заключалась в следующем. По команде командира батальона «Готовься! » пикинеры поднимали пики и шли вперед до тех пор, пока расстояние до противника не сократится до 70 шагов. Тогда следовала команда: «Две задние шеренги, к огню готовсь!» , и эти шеренги выдвигались вперед и сдваивали две передние шеренги. Как только две задние шеренги производили выстрел, они обнажали шпаги. И как только две передние шеренги выдвигались, две задние шеренги тесно смыкались с ними с тыла. После этого весь батальон маршировал, таким образом, сомкнутым строем в глубину ширину рядами на противника, пока батальон не сближался с ним на 30 шагов. Тогда отдавалась команд «Две передние шеренги, изготовиться к огню! » Про» водился выстрел, солдаты обнажали шпаги и врывались в ряды неприятеля.
Но самым главным показателем любви к Богу является любовь к ближним. В те времена, когда дворянство и высшие слои общества были, как правило, чужды народу, Феодор Ушаков с такой искренне отеческой заботой относился к матросам, что они называли его «батюшкой Феодором». Русский посол в Турции писал о нем: «добрый наш Феодор Феодорович». Князь Потемкин писал о нем императрице Екатерине II, что Феодор Феодорович – человек доброты необыкновенной. Когда он жил в Алексеевке, к нему за милостыней приходили крестьяне даже с других областей, причем они знали, что батюшка Феодор не только материально, но и духовно, утешит словом. Когда он почил, его, как мирянина, отпевали в Темникове и приготовили подводу, чтобы везти гроб с его телом в монастырь, но люди не захотели класть гроб на подводу, а на руках несли его до монастыря.Он почитается как святой покровитель российского военно-морского флота (с 2000 года) и стратегических военно-воздушных сил (с 2005 года).