Відповідь:
Царствование Иоанна IV Васильевича различно трактуется историками, но и самые откровенные критики признают, что государь всегда стремился соотнести свои планы с тем Путем, который определен Богом державе. Он всегда стремился увидеть этот Истинный путь, и иногда ему удавалось различить его.
Будущему царю было двенадцать лет, когда ушел из жизни отец русской идеологии «Третьего Рима»[1] старец Елеазаровского монастыря Филофей.
«И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския веры снидошася в твое едино царство: един ты во всей поднебесной христианом царь, – писал Филофей отцу Иоанна Грозного московскому великому князю Василию III Иоанновичу. – Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим»…
В 1542 году двенадцатилетний Иоанн IV Васильевич еще не венчан был на царство, и подлинная власть в Москве принадлежала князьям Шуйским, но мысль Филофея об ответственности перед миром, которая лежит на его державе, – «Два Рима пали, третий стоит, и четвертому не бывать» – обожгла юного государя.
Своей кончиною отец русской идеологии «Третьего Рима», умирая, словно бы торопил юного царя понять, кем он должен стать.
И действительно, словно очнувшись от замороченности, Иоанн IV Васильевич уже не желает «больше терпеть того, что бояре бесчиние и самовольство творят», и берет власть в свои руки.
«И начали с того времени бояре страх иметь к Государю»…
Первым из русских государей Иоанн IV Васильевич 16 января 1547 года венчается на царство по византийскому чину. Взятие Казанского царства должно было закрепить это новое достоинство Российской державы.
Уже дважды, начиная в 1549 года, предпринимал Иоанн IV Васильевич попытки взятия Казанского царства, теперь пришло время третьей попытки.
Всё было учтено в предстоящей войне. Огромная была проделана подготовительная работа. Оставалось только и можно было выступать в поход…
Трудно запечатлеть в камне духовную подготовку к военному походу, но в Муроме это удалось сделать.
На берегу Оки, где стоял царский шатер, поставили после казанского взятия шатровый храм Святых Космы и Дамиана.
Как известно, православная церковь почитает Косму и Дамиана Асийских, Косму и Дамиана, пострадавших в Риме, Косму и Дамиана Аравийских. Все они были врачами, но жили в разное время и в разных странах. В разные дни совершается и память им.
Понятно, почему муромскую церковь, возведенную на месте царского шатра, решили посвятить именно римским мученикам. Государь прибыл в Муром 13 июля, а на утрене 14 июля совершалась память братьям, пострадавшим в Риме, и Иоанн IV Васильевич счел это знаком их небесного покровительства.
Как известно из жития, «безмездные врачи» Косма и Дамиан хотя и подвергались преследованиям в Риме, но приняли свою мученическую кончину не от императора Карина, которого они вылечили, а от своего наставника, научившего их врачеванию. Наставник этот стал завидовать славе братьев и, пригласив их для сбора редких лекарственных трав, завел далеко в горы и убил…
В судьбе римских «безмездных врачей» можно нащупать некую параллель с жизненным опытом самого Иоанна IV Васильевича. Государь, видимо, чувствовал это. Не случайно именно в его царствование римские мученики Косма и Дамиан заметно потеснили столь почитаемых на Руси Косму и Дамиана Асийских[2]. Большинство храмов, посвященных Косме и Дамиану, которые были построены в правление Иоанна Грозного и после него, посвящены уже римским мученикам.
Для строительства Космодемьянского храма в Муроме царь прислал из Москвы не только деньги, но и бригаду мастеров под руководством Постника Яковлева, строившего вместе с мастером Бармой собор Василия Блаженного в Москве, как бы определяя тем самым архитектурное единство начала и завершения «казанского взятия».
Иоанн IV Васильевич знал, что после крещения Руси равноапостольный князь Владимир отдал Муром в удел своему младшему сыну Глебу, который, приняв вместе с братом Борисом мученический венец, стал первым канонизированным русским святым. Помнил он и о которую оказали князья-страстотерпцы Александру Невскому, когда тот вывел свою дружину на сражение со шведами Ярла Биргера, чтобы защитить Русь от западной экспансии.
И, обращая молитву к страстотерпцам Борису и Глебу, Иоанн Грозный яснее прозревал значение предстоящего похода, который осознавался как прямое продолжение дела, начатого Александром Невским.
Об этом, проходя через Владимир, молился Иоанн IV Васильевич у мощей святого благоверного князя Александра Невского.
Пояснення:
1)Рабство — вещь прискорбная с точки зрения гуманистической морали. Тем не менее, так устроен мир — одна часть общества эксплуатирует другую. И на протяжении немалой доли человеческой истории рабство было весьма распространено. Еще бы, ведь это весьма прибыльный бизнес для торговцев «живым товаром», а также поддержания экономики. Даже строй так назвали в науке — рабовладельческий Карлу Марксу и его неугомонным последователям. И, как правило, одним из наиболее ярких примеров государства с рабовладельческим строем является Древний Рим. Неважно, Республика или Империя, пользоваться услугами рабов не брезговали ни до нашей эры, ни после. Однако, «Золотой век» рабства — это, конечно, время римских завоеваний, когда суровые легионеры уводили в неволю целые народы. В 64 году до нашей эры в Риме было большое скопление рабов, после этого многие рабовладельцы осознав мощи рабов просто их отпускали.
2)Крестиани в условиях древневосточного общества греческий крестьянин был свободен от какого-либо принуждения при обработке общинных земельных угодий.
3)>Однако главная причина кризиса – разрушение профессиональной армии, утрата воинской дисциплины, увеличение количества солдат из числа плохо обученных рекрутов – бывших крестьян – и осевших на территории Римской империи варваров.
Уже в 70-е гг. были заложены основы высокой концентрации производства и капиталов. Стремительно развивались металлургия и машиностроение, фундамент промышленной державы. Выплавка стали, например, возросла с 1870 по 1900 г. в 150 раз и составила более 10 млн т. В самостоятельную отрасль отпочковалось заводское машиностроение, вносившее качественные изменения в технологические процессы других отраслей. Уделялось большое внимание развитию науки, техническому прогрессу. За 40 последних лет XIX в. было зарегистрировано 676 тыс. патентов на открытия и изобретения.
Демократическое решение вопроса о земле открывало пути для быстрого развития капитализма в сельском хозяйстве. Осуществление закона о гомстедах, который уничтожил опасность захвата рабовладельцами земель Запада, привело к освоению огромной территории в 80 млн акров, возникновению новых штатов, формированию емкого внутреннего рынка. Быстро увеличивались посевные площади, применялись машины и удобрения, что росту сельскохозяйственной продукции и превращению США в ее основного экспортера на мировых рынках.
Колонизация западных районов потребовала строительства железных дорог. Чтобы ускорить прокладку железнодорожных путей, государство выделяло компаниям обширные территории и большие субсидии. В итоге к 1900 г. длина железнодорожной линии США превысила протяженность всех железных дорог.
Важную роль в экономическом подъеме сыграл иностранный капитал, а также использование научно-технического опыта Старого Света. Иммиграция всячески поощрялась.
В начале XX в. ускорился процесс концентрации и централизации производства и капитала, образования монополистических объединений, преимущественно в форме трестов.
Внутренняя политика. В XIX в. в США окончательно утвердилась республика ярко выраженного президентского типа с двухпартийной системой.
Демократические свободы, торжественно объявленные американской конституцией, во многих случаях были еще декларацией. Не имели политических прав женщины, эмигранты в течение первых пяти лет, сезонные рабочие. В южных штатах существовал избирательный налог, поэтому миллионы бедняков фактически не могли воспользоваться избирательным правом. Гонениям подвергались коренные жители — индейцы, которые уничтожались или вытеснялись в отдаленные пустынные районы, а их земли захватывались. Для индейцев создавались специальные поселения — резервации. Негры, освобожденные от рабства, продолжали жить в дискриминационных условиях. Для них создавались отдельные школы, церкви, рестораны, места на транспорте, запрещались браки между белыми и черными. Понадобилась смена многих поколений, чтобы в США сформировалось демократическое гражданское общество.
Обострение социальных противоречий породило массовые демократические движения. Среди них наиболее значительными были фермерское движение 70 — 90-х гг три волны (грейнд-жеры, гринбеккеры, популисты), антиимпериалистическое движение, направленное против экспансии США в соседние страны.