Сила и слабость католической церкви. Католическая церковь к началу Нового времени выглядела, как никогда, сплоченной и могущественной. Открытие испанцами Америки, а португальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому не только миграция населения из Западной Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол. Поэтому католическая церковь долгое время не придавала большого значения той критике, которая звучала в ее адрес со стороны простых верующих. А упрекали ее ни больше ни меньше как в расхождении между словами и делами. Действительно, на словах церковь проповедовала аскетический идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосветскогообраза жизни, но и демонстративно пренебрегали соблюдением церковных обетов и уставов, например обязательным для католических священников и монахов обетом безбрачия (целибата). Они открыто создавали семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «теплые» местечки. Осуждая «нетрудовой доход», церковь активно занималась прибыльной деятельностью. Благодаря разнообразным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества, которым распоряжалась с большой для себя выгодой. Важной статьей ее доходов была симония — продажа церковных должностей, представлявшая собой завуалированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму денег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за исполнение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (лат. sine сига — без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробной жизни. Современники сетовали на утрату людьми веры в Бога, их равнодушие к религии, уклонение верующих от исполнения церковных обрядов, упадок нравов, связывая все эти отрицательные явления с пороками и злоупотреблениями духовенства. Отовсюду звучали призывы к реформе церкви, которую обвиняли в чрезмерном увлечении мирскими делами в ущерб ее прямому назначению — заботе о душ верующих.
Первое упоминание о Москве в летописях относится к 1147 году. В XVI веке она стала одним из крупнейших городов Европы, в 1812 году была на три четверти уничтожена пожаром, а к началу XXI века численность ее населения вместе с пригородами превысила 12 миллионов человек.
Первое упоминание о Москве в летописях относится к 1147 году. Во время частых тогда междукняжеских войн черниговский князь Святослав Ольгович от преследования, бежал в землю вятичей, которая тогда входила в состав его отдаленных владений. Здесь он встретил посланцев своего союзника суздальского князя Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, которые передали ему приглашение князя приехать на совет в Москву. «Прииде ко мне, брате, в Москов», – писал князю Святославу Юрий.
Уже на заре своей истории Москва стала важным стратегическим пунктом на юго западном порубежье Владимиро-Суздальской земли. Она находилась на очень удобном скрещении водных путей и проезжих дорог. От нее по реке Яузе, а потом по Клязьме шел путь во Владимир — крупнейший город Северо Восточной Руси XII века. На водоразделе между Яузой и Клязьмой еще в древности находилось село Мытищи, где с купцов взимали проездную пошлину — мыт. С севера на юг дорога вела из далекого Новгорода через Волоколамск к Оке и Рязани. Другая сухопутная дорога шла с запада на юго-запад, связывая через Москву Черниговское и Смоленское княжества с Владимирской землей.
В середине XII века энергичный и дальновидный князь суздальский Юрий Долгорукий, стремясь обеспечить защиту западных границ своего княжества, построил целый ряд городов-крепостей; среди них Юрьев Польской (1152) и Дмитров (1154). В 1156 году он, по сообщениям летописей, «заложи Москву па устий же Неглинны, выше реки Яузы».
До недавнего времени о Москве времен Юрия Долгорукого почти ничего не было известно. Только в ходе археологических наблюдений при строительстве Кремлевского Дворца Съездов в 1956 1960 годах удалось обнаружить остатки крепостной степы середины XII века, шедшей вдоль левого берега Неглинной. Город был обнесен высоким валом, который имел около 40 метров в основании и до 8 метров в высоту. Крепость окружали дворы московских ремесленников. Постепенно их становилось все больше и больше. Они теснились и на самом Боровицком (Кремлевском) холме, и располагались под стенами Кремля на берегу Москвы-реки на так называемом Подоле, который, распространяясь далее на восток, переходил в Великий (Большой) посад в районе современного Зарядья. Этот посад, стиснутый с севера болотистой местностью, шел узкой лентой по левобережью Москвы реки. Вблизи кремлевских стен располагались торг и городская пристань на Великом посаде.
Москва – центр небольшого княжества – становится в XIV веке основой объединения русских земель в могущественное единое государство, ведущей силой в борьбе с иноземным игом, за национальную независимости
Мартин Лютер,Томас Мюнцер,Жан Кальвин-"отцы" Реформации в Европе,и создатели новых источников в католицизме-протистантизм. Игнатий Лойола-основатель ордена Иезуитов которые боролись с Реформацией. Ришилье-французкий кардинал при короле Людовике 13,сделал с Франци могучую державу. Филипп 2-Испанский монарх укрепил власть Испани в Европе и ее колониях знаменит тым что захватил Португалию. Карл 1-Король Англии которого сверг народ,при нем началась"Славная Революция". Жан Жак Руссо,Вольтер,Монтексье-французкие писатили и философы периода"Просвещения". Акбар-падишах Империи Великих Моголов-укрепил свое влияние в Индии путем разширения границ.