АПОЛЛОН И АРТЕМИДА (Диана) – в древнегреческой религии и мифологии – дети верховного бога Зевса и титаниды Лето; были близнецами. Они выросли на острове Делос, где Лето пришлось укрываться от ревности и ненависти жены Зевса Геры, и где впоследствии Аполлону и Артемиде были посвящены святилища. Аполлон был одним из самых важных античных богов – богом музыки, поэзии, очищения, пророчества и целительства. Лишь в более поздних мифах его начинают ассоциировать с солнцем. Ему приписывалось учреждение оракулов в Дельфах и других, менее важных религиозных центрах. В Аполлоне нередко видят анатолийское божество, воспринятое греками. В «Илиаде» Гомера он поддерживает троянцев Малой Азии в войне против греков, однако в классическую эпоху становится едва ли не самым «греческим» из богов, изображаемым в виде прекрасного безбородого юноши. Оружие Аполлона – лук
Закрепощение повсюду вызывало упорное сопротивление крестьян. Они хотели сохранить свои вольные обычаи тех времен, когда были свободными общинниками и наследственно владели землей. Став крепостными, крестьяне начали бороться за уменьшение повинностей или за установление их размера на многие годы, чтобы как-то ограничить произвол сеньора.
Острая классовая борьба между феодалами и крепостными происходила в течение всего средневековья. Крепостные крестьяне нередко бежали от своих господ к другим феодалам, надеясь, что там жить будет легче. Наконец наступал момент, когда притеснения становились невыносимыми и терпение крестьян истощалось. Тогда они поднимали восстания против своих эксплуататоров: жгли замки и усадьбы, убивали сеньоров.
Но все восстания обычно кончались поражением крестьян. У бедняка крестьянина не было средств, чтобы хорошо вооружиться. Рано или поздно феодалы объединялись со своими вассалами и собирали рать для расправы с непокорными.
Горожане раньше стали освобождаться от крепостной зависимости. «Воздух города, — говорили тогда, — делает человека свободным». Как правило, сбежавший крепостной, если он прожил в городе больше года, становился свободным.
«Воздух города» оказывал большое влияние и на положение крепостных в деревне. Развившиеся города все больше нуждались в съестных припасах и сельскохозяйственном сырье. Сеньоры хотели бы продавать необходимые горожанам сельскохозяйственные продукты, чтобы получать больше доходов, но для этого им нужно было перестроить свое хозяйство: производить не только зерно, но и овощи, птицу, мясо и т. д. и доставлять все это на городские рынки. Но барское хозяйство, основанное на подневольном труде, было слишком косным, чтобы справиться с этой задачей.
Крестьяне оказались более при к торговле с городом, чем господа: многие разводили овец, птицу, возделывали огороды. Имея телегу и рабочий скот, крестьянин мог перевозить свои продукты в город, а главное, он это делал для себя, а не для ненавистного сеньора. Так развитие обмена между деревней и городом приводило к тому, что крестьянин старался работать больше и лучше в своем хозяйстве, производительность его труда повышалась.
Сеньоры немедленно воспользовались новыми обстоятельствами. Сделали они это очень хитро. Господа стали переводить все крестьянские повинности в денежную форму, т. е. вместо барщины или натурального оброка стали требовать с крестьян деньги. Эта замена натуральных повинностей деньгами называется коммутацией.
Коммутация стала распространяться во всех странах Западной Европы, где росли города и увеличивалась численность городского населения. Она была особенно выгодна зажиточным крестьянам. Они имели много лишних продуктов, которые сбывали на рынке близлежащего города. Заплатить сеньору деньгами за все повинности им было нетрудно.
Тяжелее приходилось беднякам, которые с трудом получали со своих маленьких наделов лишь самое необходимое для пропитания. На рынок им почти нечего было вывозить. Но и для них коммутация была небесполезна, потому что, уплатив с трудом деньги феодалу, крестьяне становились менее зависимыми, чем раньше, от вмешательств сеньора в их дела.