Ханская власть не всегда передавалась по наследству, хан избирался султанами из числа султанов. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Собравшиеся делили между собой весь скот хана, эта традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»). Хан отныне имел право жить за счет народа На ханский титул имели право претендовать только потомки Чингисхана. В каждом из трех жузов избирался хан. Между владениями не было четких границ. Военные отряды хана, которые пасли его скот и в хозяйстве - толенгиты. Регулярного войска не было, собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. Вслучае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. Вмирное время перекочевка без согласия хана не Разрешалась. Нарушители платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными перед ханом. В XVI-XVII веках социальный состав представлял собой классовую структуру феодального общества Казахское ханство делилось на два класса - класс феодалов (белая кость) и класс крестьян - шаруа (черная кость).Класс феодалов состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним примыкали Представители патриархально-феодальной знати - эмиры или беки, баи, батыры. Рядовые скотоводы и земледельцы были обязаны ежегодно отдавать ханам и султанам двадцатую часть своего имущества в виде скота, продуктов питания, обеспечивать войска снаряжением и продовольствием. Высшая иерархия мусульманских религиозных служителей - ишаны, имамы, хаджи - тоже принадлежали к господствующему классу и пользовались привилегиями. Одной из форм классовой борьбы народных масс были откочевки.
1533-1584) Первая половина царствования Ив. IV(1540-1550) была отмечена серией крупнейших реформ, кот. провело правительство избранной рады.
- был создан Земский собор (как парламент на З.)
- была создана сеть специализированных исполнительных органов (приказов)
- в ходе военной реформы был упорядочен сбор дворянского ополчения и создано стрелецкое войско.
- были отмечены кормления, появились первые ростки местного самоуправления (в виде земских местных старост)
Все эти реформы существенно укрепили гос-во, что подтвердило взятие Казани и Астрахани.
Однако в 1560-х в годы неудачной для Р Левонской войны эти благотворные реформы были свергнуты, в стране начался террор. Высшем его пиком стала опричнина(1565-1572)
Страна формально была разделена на 2 части: одной управлял лично царь с опричным войском, другой земщина (боярская дума).фактически опричнина вылилась в невиданный по своей массовости террор. Поначалу он обрушивался на бояр, затем на дворян, а затем и на народ. Высшим пиком террора стала страшная резня в Новгороде.
Современники объясняли опричный террор умопомешательством царя. Некоторые историки видели в нем форму борьбы царя и прогрессивного двор-ства против реакционного боярства. В наст.время опр-на рассм-тся как попытка ускоренной централизации власти предпринятой царем для укрепления не гос-ва, а своей личной власти. Разделив страну на 2 части, царь тем самым разделил все феодальное сословие и натравил его друг на друга, тем сам., обеспечив себе свободу рук. Оп-на привела к страшному разор-нию гос-ва и явилась одной из причин смуты начала 17 в.