Римская империя была самым могущественным государством древности. Установив свою власть над Средиземноморьем, римляне устремились вглубь Европы и Азии, однако столкнулись с серьезным сопротивлением и были вынуждены отступить. Какие народы смогли противостоять Риму? Какие государства так и не стали провинциями Рима? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.
Предыстория
К моменту установления империи в Древнем Риме (27 год до н.э.) границы этой державы простирались от Британии на севере, Египта на юге, Иберийского полуострова на западе и до территории современного Ирака на востоке. Почти на шесть веков (до момента своей гибели) империя практически полностью прекратила экспансию на соседние территории и перешла к режиму обороны своих границ.
Парфия
Восточный сосед Рима – могущественное Парфянское царство, правители которого объявили себя наследниками древнейимперии Ахменидов, на долгое время стало главным военным и политическим соперником Рима.
Парфия была мощным государством с развитой экономикой и армией, ее территорию от Индии до Сирии населяло множество народов, а многочисленные сатрапии и провинции были богаты и плодородны.
Еще до образования империи римские полководцы неоднократно предпринимали попытки захватить богатую и процветающую Парфию, но все подобные попытки были неудачными. Наконец, в 20 году до нашей эры император Август добился заключения мира с восточным соседом, противостояние между двумя державами перешло в «холодную» стадию.
Абсолютизм — государственный строй, установившийся в ряде западноевропейских стран в Новое время[1], при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами в противоположность её ограниченности (в конституционных государствах).
Термин абсолютная монархия, понимаемая как неограниченная власть государя, имеет более широкое значение, однако термин абсолютизм совпадает по значению с термином абсолютная монархия, понимаемом в узком, строго научном смысле[1].
Абсолютизм, который пришёл на смену сословной монархии, был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем своё знаменитое «L’Etat c’est moi» (государство — это я). Как исторический термин абсолютизм сменил понятие «старый порядок» (Ancien regime) в середине XIX века.
Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий»[1]. В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время рас точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма ряд экономических, социальных и культурных процессов.
Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (в связи с чем возникла потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией)[1].
Государственный абсолютизм в смысле централизации существовал, например, во Франции как при конституционной монархии Луи-Филиппа, так и при военном деспотизме Наполеона I и Наполеона III.