НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам Российской империи?
1. Религиозная политика Александра III
При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он был сторонником идеи единения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти.
Обеспокоенный ростом атеистических настроений в стране, обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы, а также открыл новые. За время царствования Александра III в Российской империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась численность священнослужителей.
Победоносцев стремился распространить православие среди нерусских народов империи. При нём оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной литературы.
Обер-прокурор рекомендовал священникам проводить доверительные беседы с прихожанами, устраивать библиотеки при церквах, заниматься благотворительностью. Большое значение Победоносцев придавал также проведению торжеств по случаю различных церковных и государственных юбилеев.
В августе 1884 г. был издан новый устав духовных академий и семинарий, который ликвидировал введённую императором Александром II автономию этих учебных заведений, а также выборность ректоров и профессоров. Усиливался надзор государственных органов за духовными учебными заведениями. В 1890 г. Синод направил специальное предписание епископам, обязавшее их строго следить за тем, чтобы в духовные учебные заведения не проникали «неблагонадёжные» газеты и журналы.
В 1883 г. был издан закон, окончательно уравнявший старообрядцев в правах с остальными подданными Российской империи. Они получили паспорта, возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские. Старообрядцам было предоставлено право проводить богослужение согласно своим обрядам. Однако им запрещалось сооружать колокольни, устраивать шествия с иконами, хоругвями и песнопениями за пределами церковного двора, а главное — распространять своё учение среди православного населения.
В то же время те вероисповедания, которые Победоносцев признавал опасными для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к представителям сектантского движения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращённым в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию.
ответ:
в статье рассматривается одна из главных причин войны 1812 г. несоблюдение александром i обязательств по франко-российскому мирному и союзному договорам 1807 г. в тильзите по прекращению всех отношений с великобританией, включая и торговлю с этой державой. автор полагает, что прекращение отношений с оказалось ощутимым главным образом только для крупных помещиков и чиновников, проживавших свои доходы в столицах, а также для «золотой молодежи» москвы и петербурга. к падению курса рубля континентальная блокада имела лишь косвенное отношение. автор считает, что введение континентальной блокады серьезным образом не отразилось на жизни сословий, включая и крестьянство, которое даже не почувствовало особых перемен в привычных для себя жизненных условиях. кроме того, прекращение в полной мере отношений с , по мнению автора, оказало в целом благоприятное влияние на хозяйственно- развитие россии, если иметь в виду мануфактурное и фабричное производство. тем не менее александр i сознательно шел на обострение отношений и конечный разрыв со своим французским союзником, препятствуя проведению в жизнь континентальной блокады. именно это и явилось главной причиной разразившейся в 1812 г. войны между францией и россией.