Новая вера не могла ни повлиять на русскую историю и культуру. В период Х - ХIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир.
Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира.
несмотря на все изменения , человеческая жизнь продолжалась, люди женились, рожали и воспитывали детей. в xvii-xviii вв. мужчины брак обычно брали в возрасте 25-29 лет. нормальным явлением был брак с расчета, поскольку большинство семей были союзами не любовь, а хозяйства. низкий уровень производства не позволял молодой семье быстро встать на ноги, поэтому брак вступали только тогда, когда уже имели собственное хозяйство. семьи основном были большими, многодетными. выживало в среднем 5-7 детей.
в xviii в. произошло важный сдвиг в процессе планирования семьи. во времена средневековья детей рожали столько, сколько посылал бог. от количества детей зависел и статус женщины. теперь же количество детей в семье определялась возможностями родителей их вырастить и воспитать.но доминирующей эта тенденция стала позже.
общая продолжительность жизни хотя и увеличилось, но не намного. только четверть населения достигала 50-летнего возраста. продолжительность жизни в значительной мере зависела от социального происхождения.
как и в предыдущие века, эпидемии чумы, тифа, холеры, кори забирали жизни значительной части населения. распространению эпидемий способствовали войны, антисанитария, скученность и неустроенность городов.
правда, некоторые смертельные болезни отступили: исчез бешенство, наводивший ужас в средневековье; сифилис потерял эпидемический характер; последняя эпидемия чумы в западной европе произошла в 1720 г.
с эпидемиями пытались бороться: больных изолировали, одежду сжигали. в домах проводили дезинфекцию, устраивали карантины. началось благоустройство городов, которые были центрами болезней. когда с целью предотвращения эпидемий городские власти парижа организовала уборка улиц, в честь этого события сочиняли песни, даже видкарбувалы два памятные монеты. во второй половине xviii в. полиция запретила выливать нечистоты на улицы парижа.
жизнь как в городах, так и в селах зависело от продолжительности светлого дня. с заходом солнца жизнь и в городах, в селах замирало. дома освещались свечами или масляными лампами. уличное освещение появилось только в конце xvii в.
Хотя Константин XI пытался привлечь на свою сторону всех христиан, включая католиков, и всячески защищал Флорентийскую унию, считая её необходимой для Византийской империи перед лицом турецкой угрозы, он не смог преодолеть оппозиционных настроений внутри страны, особенно среди среднего и младшего клира[2]. Дело дошло до того, что один из самых высокопоставленных военачальников, командующий византийским флотом мегадука Лука Нотарас открыто заявлял, что, по его мнению, «лучше увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару». Таким образом, уния не привела к оказанию Византии сколь-нибудь значительной со стороны католиков, но зато весьма ослабила ее внутренне политическое единство, вызвав в стране глубокий раскол на сторонников и противников унии.
При этом страной Византию середины ХV века можно было считать лишь условно: на момент падения города власть императора ограничивалась лишь крепостными стенами Константинополя, а его население не превышало 50 тыс. человек.