Особенности истории древнего Казахстана:
-Эволюция общественных отношений, переход от первобытного стада к семейной (родовой) общине, начало формирования племен и племенных объединений. Господствующий тип общественного устройства в период каменного века - матриархат
-Зарождение и дальнейшее развитие духовной культуры (первобытные религиозные культы, живопись, музыка и т.д.)
Особенности средневиковового периода в Казахстане:
-Средневековье ознаменовалось установлением тюркского господства на всей территории Казахстана. В этот период образовались Тюркский, Тюргешский, Карлукский, Огузский и Кимакский каганаты, Кыпчакское ханство и Государство Караханидо
-Благодаря завоеваниям Чингисхана территория Казахстана вошла в состав Монгольской империи. Здесь успешно развивались такие государства, как Золотая Орда, Ак-Орда и Могулистан. Это привело к тому, что в XIV-XVII вв. завершилось формирование казахской народности и образовалось первое казахское государство – Казахское ханство.
Схожие черты:
-Стремление куниверсализму, обобщеённости.
-Объединение наследия древних цивилизаций и энергии молодых
народов
-Столкновение христианских идей и языческих представлений
В Средние века личностные и общественные ценности существенно отличались от аналогичных в Новое время. Авторитет и власть католической церкви в Западной Европе был непререкаем, хотя монархи часто враждовали с папским престолом. В обыденной жизни каждого человека религия играла особо важную роль и была значимым социальным фактором, как на Западе, так и на Востоке.
В Новое время, в связи с размежеванием власти церковной и власти административной, общественная роль религии несколько ослабевает. При этом сохраняется личностная вовлечённость каждого, отдельно взятого индивида в делах церкви, но уже на персональном уровне.
Средневековье:
Приоритет души
Ценности: Духовные
Общество: Религиозное
Религии: Православие, католицизм, ислам, индуизм, буддизм.
Новое время:
Приоритет: Личностное развитие и профессиональная самореализация
Ценности: Личностные
Общество: Секулярное
Религии: Протестантизм, католицизм, православие, ислам, восточные верования.
Однако в странах с развитым капитализмом (США, Франция, Англия, Германия) буржуазия вынуждена была расширять и улучшать школьное образование, так как она нуждалась в грамотных работниках производства, умеющих обращаться со сложными машинами. В то же время численность пролетариата растет, крепнет его организованная борьба с эксплуататорами, усиливается сопротивление народных масс капиталистическому гнету. Пролетариат настойчиво выдвигает требования о перестройке школы и просвещения в интересах народа.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало общего кризиса империализма. Большие успехи, достигнутые советским народом в деле социалистического строительства, мобилизуют пролетариат капиталистических стран, все прогрессивные силы на борьбу за лучшее будущее, за право на образование для всего народа.
Борьба революционных социал-демократов за школу и просвещение для народа.
Руководствуясь учением основоположников марксизма, революционные социал-демократы вели активную борьбу за просвещение трудящихся и полноценное образование их детей.
Французский социалист Поль Лафарг (1842—1911) горячо приветствовал Парижскую коммуну как первое рабочее правительство и высоко оценивал ее опыт в области просвещения. Всю свою жизнь он последовательно выступал против враждебной пролетариату идеологии, против религии — за полную светскость школьного образования, за школу, доступную для народа.
Август Бебель (1840—1913), один из основателей германской социал-демократии в условиях жесточайшей реакции, в период франко-прусской войны, как депутат рейхстага поднял свой голос в защиту Парижской коммуны и поддержал проводимые ею мероприятия. Он смело заявил, что «все, у кого еще сохранилось в груди чувство свободы и независимости, взирают с упованием на Париж. Будущее принадлежит угнетенным» . Бебель, придавая огромное значение теории, выдвигал требование широкого и глубокого образования для рабочих на научной основе. Он горячо выступал за право трудящихся на образование и защищал интересы «угнетенной части человечества» — женщин, считал в то же время, что настоящее просвещение народа будет возможно лишь после пролетарской революции.
Клара Цеткин (1857—1933), выдающийся деятель германской социал-демократии, начиная с 80-х годов XIX века выступала как пламенный борец за пролетарскую революцию, диктатуру пролетариата, за освобождение женщин от пут капитализма, за новую школу. В ряде работ («Школьный вопрос и рабочий класс» , «Женщина и ее экономическое положение» — глава «Женщина и воспитание детей» и др. ) она с марксистских позиций проанализировала состояние просвещения в Германии, подвергла резкой критике буржуазную культуру и школу. Буржуазное общество, разъясняла она, унизило культуру до степени товара, который может купить всякий