Зачатки научных знаний в Вавилоне В эпоху древневавилонского царства в Южном Двуречье существовали уже известные зачатки научных знаний, имевшие практическое приложение к быту и хозяйству. Главным образом эти зачатки относятся к области астрономии и ма-тематики и связаны со счетом времени и землемерным делом, а так-же с регулированием оросительной сети и потребностями обмена и ростовщичества. Начатки астрономии, выработанные в Двуречье в течение III и начала II тысячелетия, получившие некоторое дальнейшее развитие в последующие эпохи истории Междуречья, являются той основой, на которой впоследствии развилась греческая и затем арабская астро-номия. Эти последние астрономические системы легли в основу ев-ропейской астрономии, и потому современная астрономическая наука своим исходным пунктом считает вавилонскую астрономию. Астрономические представления вавилонских жрецов базирова-лись на их космогонических представлениях, унаследованных от первобытной древности. Основными элементами мироздания они счи-тали землю, небо и океан. Земля — нечто вроде круглой горы,. стоящей посреди Мирового океана. Над землей высится, наподобие опрокинутой чаши, небесная или воздушная сфера, над ней находит-ся небесная плотина, на которой живут боги, а кругом-плотины — небесный океан, который по нижним краям воздушной сферы сливает-ся с земным океаном. Звезды первоначально уподоблялись овцам, пасущимся на небесной плотине, солнце и луна считались светиль-никами, сделанными богами. Затмения луны и солнца объяснялись тем, что луну и солнце заслоняют злые духи. К началу II тысяче-летия вавилонские астрономы отделили от неподвижных звезд пять планет, которые мы теперь называем римскими именами,— Венеру, Марс, Юпитер, Меркурий и Сатурн. К этому же времени звезды были распределены по созвездиям; впоследствии из числа созвездий были выделены двенадцать. созвездий «на пути солнца» (эклиптике), т. е. так называемые созвездия Зодиака, и было установлено, что около этого «пути солнца» держатся и все пять планет. Затмений солнца и луны жрецы-астрономы еще не могли предсказывать, астро-номические-явления они смешивали с метеорологическими. На основе примитивных астрономических наблюдений была выра-ботана календарная система, подобная той, какая независимо от вавилонян была выработана китайцами; сходными; с ними были и древнейшие американские системы. Древневавилонская календарная система имеет особое значение в истории культуры потому, что она была в ее позднейшей усовершенствованной форме частично унасле-дована европейскими народами. По небесным и атмосферным явлениям вавилонские жрецы пыта-лись предсказывать будущее. Астрологией эту систему можно назы-вать лишь с оговорками, ибо предсказания делались по совокупно-сти метеорологических и астрономических примет. Например: «Если Адад (бог грозы.—Ред.) прогремит своим голосом в. день исчезно-вения луны, то будет богатый урожай и устойчивые цены на рынке». Гадания имели сплошь да рядом важное политическое значение. Практические потребности привели в начале II тысячелетия к. известному развитию математических знаний. выбери сама что нужно
Судебник ивана iii (1497 г. ) - первый общегосударственный судебник, важнейший памятник юридического характера московской руси конца xv в. имел целью распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей. усиливаются элементы розыскного процесса, однако уголовные дела все еще решались поединком сторон ("полем"). впервые законодательно оформил прикрепление к земле свободных земледельцев. прежняя полная свобода перехода крестьян ограничивается сроком (см. юрьев день) и платой "пожилого". судьям с. и. iii запрещал (но без санкций) всякое пристрастие и лихоимство: однако судьи были весьма заинтересованы в суде и его исходе не только из-за громадных судебных пошлин, но и потому. что после удовлетворения истца им отдавалось имущество осужденного. в с. и. iii закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширяется круг субъектов преступления - в него включены холопы. усиливаются элементы розыскного процесса. однако уголовные дела все еще решались поединком сторон (так называемым "полем"); в случае убийства, поджога. разбоя, церковной кражи побежденного в единоборстве считали виновным и казнили см. ертью; за первую простую кражу секли кнутом и лишали имущества. с. и. ill устанавливал значительно более суровое наказание за посягательство на земельную собственность феодала, чем на общинную собственность: нарушение меж в первом случае влекло уголовное наказание (кнут) и большой денежный штраф, тогда как во втором случае виновный подвергалсятолько незначительному штрафу. судебник ивана iv 1550 года имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов. этим судебник 1550 года развивает заложенные в судебнике 1497 года тенденции государственного и судопроизводства. согласно судебнику ивана iv помещики (дети боярские) не подлежали суду боярских, вельможных наместников: "во всех городах московской земли наместников детей боярских не судити ни в чем". судебник разрешал выбор дворянами и купцами особых целовальников, которые участвовали в суде наместника: функции последнего по взиманию налогов переходили к т. н. излюбленным головам, или старостам. в ряде статей судебника ивана iv устанавливаются довольно суровые наказания за взяточничество и умышленное неправосудие; но по-прежнему имущество виновного после удовлетворения истца шло судьям. судебник усиливает прикрепление крестьян к земле и санкционирует барщину как общее правило. сохраняя прежний срок для перехода крестьян с земли (неделя до и неделя после юрьева дня) , он увеличивает плату за "пожилое" на два алтына и устанавливает выходную плату в два алтына за "повоз" (барщинные повозные работы, которые обычно выполнялись зимой) ; санкционирование общей барщины косвенно вытекает и из следующего постановления: если переходящий на другую землю крестьянин оставил поле засеянным, то он вправе следующим летом снять жатву, уплатив определенный взнос владельцу; в этом случае он не обязан барщиной.
выбери сама что нужно