Одним из важнейших признаков политической демократии является плюрализм, т.е. участие в политике различных групп, слоев, классов, чьи интересы представляют политические партии и движения, различного рода общественно-политические организации. С рассматриваемой здесь точки зрения плюрализм проявляется в существовании разных идейно-политических течений, которые призваны обосновать позиции конкурирующих и противоборствующих социально-политических сил. Таких течений множество. Однако господствующее место среди них занимают либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм, авторитаризм, тоталитаризм, различные типы радикализма.
Каждое из идейно-политических течений представляет собой совокупность концепций, ценностей, установок и ориентаций, не всегда в полной мере и последовательно выраженных в программах тех или иных политических партий. Идейно-политические течения отличаются друг от друга:
– по оценке ими роли отдельного человека, групп, партий, классов в политическом процессе;
– подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем;
– тому, какое место в жизни общества они отводят основным социальным и политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, церкви);
– степени приверженности революции и реформам и др.
Доктрина бенито муссолини выдвигала на первый план идею корпоративного государства — государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий) . 2. вот что писал муссолини о фашизме: " концепция государства всеобъемлюща. вне него не существуют человеческие и духовные ценности. фашизм — тоталитарен и фашистское государство включает в себя все ценности — истолковывает, развивает и осуществляет всю человеческую деятельность". 3. из высказываний муссолини: "я поставил перед собой ясную цель, я хочу сделать италию великой и уважаемой страной, которую бы, вместе с тем, и побаивались!
Господская земля и крестьянские наделы в средние века действовало правило: «нет земли без сеньора» (в данном случае — господина). к ix—x векам большая часть земель в западной европе принадлежала феодалам. на землях бывшей свободной деревни возникло феодальное поместье — большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.в центре поместья располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее — замок. здесь был дом феодала или его , амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник и псарня. нередко у феодала были свой сад и огород. пахотная земля делилась на две части: господские поля и крестьянские наделы. урожай с господских полей целиком поступал в амбары феодала. зависимые крестьяне вели хозяйство на выделенных им наделах. кроме пашни, крестьянская семья владела собственными орудиями труда, рабочим скотом, домом. работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. на своих волах, своими орудиями труда он обрабатывал и поля господина и свой надел.феодал и зависимые крестьяне за пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. крестьяне должны были отдавать феодалу оброк — долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими полотно, пряжу, кожи.позже феодалы ввели новые поборы. крестьян вынуждали молоть зерно только на господской мельнице, выпекать хлеб в господской печи, давить виноград на прессах феодала — и за все это надо было отдавать часть продуктов.чтобы заставить крестьян, владевших собственным хозяйством, исправно нести повинности, феодалам нужна была власть над ними. они имели право судить людей, которые жили в их владениях. за не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала. судьи могли назначить штраф или другое наказание.более тяжелым было положение лично зависимых крестьян. чаще всего это были потомки прежних рабов. без разрешения господина такой крестьянин не мог покинуть деревню, продать или передать свой надел, уйти в монастырь. если он убегал, его насильно возвращали во владения феодала. лично зависимый нес повинности не только за пользование землей, но и за себя лично. господин мог потребовать от него дополнительную работу, когда пожелает. если дочь крестьянина выходила замуж за человека из другого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп. при получении наследства сын умершего крестьянина обязан был отдать господину лучшую голову скота.крестьянская община крестьяне объединялись в общины, которые теперь зависели от феодалов.община ведала прежде всего хозяйственными делами. чтобы у всех общинников были равные условия для ведения хозяйства, пашня делилась на участки с разным качеством почвы, и каждому общиннику на этих участках нарезались полосы земли. из этих полос и состоял надел крестьянина.после уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. поэтому крестьяне начинали и заканчивали полевые работы одновременно, а поле засевали одинаковыми зерновыми культурами. собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что сеять, когда начинать жатву. каждый крестьянин мог пользоваться общими неподеленными лугами, пастбищами, лесами, водоемами.община должна была поддерживать мир и порядок на своей территории, разыскивать преступников. она нередко крестьянским вдовам и сиротам. община старалась сохранить крестьянские обычаи, проводила празднества и игры.всей общиной крестьяне нередко оказывали сопротивление господину, например, когда он хотел увеличить обычные размеры феодальных повинностей. иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. в одиночку и целыми деревнями они убегали и селились на пустующих землях. своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей.
Одним из важнейших признаков политической демократии является плюрализм, т.е. участие в политике различных групп, слоев, классов, чьи интересы представляют политические партии и движения, различного рода общественно-политические организации. С рассматриваемой здесь точки зрения плюрализм проявляется в существовании разных идейно-политических течений, которые призваны обосновать позиции конкурирующих и противоборствующих социально-политических сил. Таких течений множество. Однако господствующее место среди них занимают либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм, авторитаризм, тоталитаризм, различные типы радикализма.
Каждое из идейно-политических течений представляет собой совокупность концепций, ценностей, установок и ориентаций, не всегда в полной мере и последовательно выраженных в программах тех или иных политических партий. Идейно-политические течения отличаются друг от друга:
– по оценке ими роли отдельного человека, групп, партий, классов в политическом процессе;
– подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем;
– тому, какое место в жизни общества они отводят основным социальным и политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, церкви);
– степени приверженности революции и реформам и др.