Реконструкция Юга
После окончания Гражданской войны перед федеральным правительством США стояла сложная задача. Нужно было не просто ликвидировать прежние органы власти на Юге, заменив их новыми, но и изменить законы, учреждения, традиции, укоренившиеся там за долгие годы существования рабовладения. Весь этот процесс получил название Реконструкции (т. е. восстановления) Юга. Реконструкция была призвана закрепить итоги Гражданской войны.
Среди конкретных мер периода Реконструкции следует особо выделить принятие 13-й и 14-й поправок к Конституции США (1865–1866). Первая из них законодательно оформила отмену рабства, а вторая – формально предоставила неграм гражданские права.
Однако новый Президент США Э?ндрю Джо?нсон (южанин!) старался проводить Реконструкцию как можно менее болезненно для своих земляков. Значительная часть конфискованной у бывших мятежников собственности была в той или иной форме им возвращена (исключая, разумеется, рабов). Тем не менее Реконструкция встречала сильное сопротивление бывших рабовладельцев и их сторонников. На Юге возникла тайная организация ку-клукс-клан, стремившаяся всеми помешать неграм осуществлять полученные ими политические и иные права. Ку-клукс-клановцы нередко чинили жестокие расправы над неграми. В ответ негры создавали вооружённые отряды, под покровом темноты нападавшие на белых.
Пропагандистский плакат ку-клукс-клана
На Юге были приняты различные законы, крайне затруднявшие для негров получение земли, занятие торговлей, участие в голосовании и т. д. Такие законы были названы «чёрными кодексами». Они вызывали недовольство у многих негров, часто приводя к волнениям в их среде. А ку-клукс-клановцы, пользуясь этим, в ответ применяли силу. В таких стычках гибли десятки негров и белых. Но уже к концу 1860-х гг. подобные столкновения стали происходить всё реже: в целом положение негров всё-таки постепенно улучшалось.
Чем можно объяснить непоследовательность действий американских властей, расширивших права негров путём принятия поправок к Конституции США и ограничивавших эти права на уровне штатов?
В то же время бывшие рабы с трудом осваивались в новых условиях. Ведь прежде они не знали иного занятия, кроме труда на плантации или прислуживания в хозяйском доме. Они плохо представляли себе, как им распорядиться внезапно полученной свободой. В результате многие освобождённые рабы вскоре возвращались к бывшим хозяевам, умоляя принять их обратно на любых условиях.
Медаль с призывом против работорговли
В годы Реконструкции часть землевладельцев Юга, оказавшись в нужде, распродавали свои земли и имущество. Этим ловко пользовались многие дельцы с Севера. Они скупали всё, что можно было, по дешёвке и тут же перепродавали втридорога, наживая на этом огромные деньги. Порой они ухитрялись совмещать подобную деятельность с выполнением тех или иных заданий федерального правительства. Таких ловкачей называли «саквояжниками»: они приезжали на Юг, быстро совершали сделки и тут же уезжали, даже толком не распаковав багаж.
Президентом США в 1869–1877 гг. был прославленный герой Гражданской войны генерал Улисс Грант. Будучи человеком бескорыстным и честным, он совершенно не имел политического опыта. Простодушного президента ловко обманывали различные авантюристы, биржевые спекулянты, политиканы. Престиж власти стал падать.
Весной 1877 г. Реконструкция фактически завершилась. Лидеры Республиканской и Демократической партий совершили сложную политическую сделку. Она обеспечила республиканцам победу на президентских выборах, а демократам – контроль над южными штатами. Поэтому преобразования на Юге замедлились. Но достижения Реконструкции уже нельзя было отменить. Правовое и реальное положение негров в обществе заметно укрепилось. А Юг в целом окончательно включился в систему капиталистической экономики страны.
Вчём состояло противоречие политики Реконструкции Юга? Достигла ли она своей цели?
Успехи экономического развития страны
Европа с удивлением и даже с ошеломлением восприняла экономический скачок, который совершили США в последней трети XIX в. Если, например, в начале 1870-х гг. в США выплавлялось в 7 раз меньше стали, чем в Великобритании, то к началу 1910-х гг. американцы уже опережали англичан по этому показателю в 4,5 раза! Стремительно росли показатели и в других отраслях американской промышленности. Периодические кризисы быстро преодолевались, а общий уровень производства достигал всё более высоких отметок.
К 16 годам Ибн Сина стал признанным врачом. Вот как пишет об этом сам Ибн Сина в своем «Жизнеописании»: «Медицина не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Я стал посещать больных, благодаря приобретенному опыту передо мною открылись неописуемые врата врачевания... В это время я был юношей шестнадцати лет».
Во время болезни правителя Бухары Нух ибн Мансура, которого никто из врачей не мог вылечить, Ибн Сина был приглашен во дворец. «Поскольку мое имя,— пишет он,— было известно в их среде благодаря моей начитанности, они упомянули ему обо мне и попросили его вызвать меня. Я явился и принял с ними участие в его лечении, и отличился при этом. Однажды я спросил у Нух ибн Мансура разрешение пойти в его библиотеку, чтобы изучить имеющиеся там книги по медицине. Он разрешил мне, и я вошел в здание, где было множество комнат. В каждой комнате были сундуки с книгами, поставленные один на другой... Я увидел там книги, названия которых многие люди никогда не слышали, и сам я не видел их ни ранее, ни после того. Я прочел те книги, усвоил все полезное, что было в них... Когда я достиг восемнадцати лет, я завершил изучение всех наук».
После смерти отца в 1002 г., т. е. в возрасте 22 лет, Ибн Сина покинул Бухару — город, где его становление как ученого-энциклопедиста, город, который во времена правления Саманидов был «местом собрания выдающихся людей эпохи», центром литературной, научной и богословской жизни.
За свою недолгую жизнь Ибн Сина посетил многие города Средней Азии и Ирана. В течение ряда лет он жил в процветавшем Хорезме и входил в «Академию Мамуна» («Дом мудрости» в Хорезме) вместе с такими выдающимися учеными, как энциклопедист Абу Рейхан ал-Бируни, математик, астроном и врач Абу Сахл ал-Масихи, которые оказали большое влияние на формирование философских и естественно-научнйх воззрений -Ибн Сины.
В Хорезме Ибн Сина начал работу над «Каноном медицины» («Al-Qanun fi t-tibb») и писал его около 20 лет.
«Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний того времени. Он состоит из пяти книг. Каждая книга в свою очередь делится на части {фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).
Первая книга посвящена общим принципам медицины и гигиеническим воззрениям Ибн Сины. Одна из ее частей— «О сохранении здоровья» является крупнейшим гигиеническим компендиумом древности. «Кто освоил первый том канона,— писал Низами ал-Арузи Самарканди спустя сто лет после смерти Ибн Сины,— для того ничто не остается скрытым из общих и основных принципов медицины».
Вторая и пятая книги посвящены лекарствоведению. Во второй описаны простые лекарства, «в которых нет искусственно изготовленного состава», в пятой-—«сложные» лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» описано 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия применения, правил сбора и хранения. Многие из них несправедливо забыты, и только около 150 используются в современной медицине.
В третьей книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам — «от головы до пят»), их. диагностика и лечение.
Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т. д.) и общим заболеваниям организма (лихорадки, заразные болезни, кожные болезни, косметика, учение о ядах).
В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией» и, по мнению ряда исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории человечества. В XV в. он издавался 16 раз, в XVI в.— 20 (рис., 76), не считая изданий отдельных его частей. Тяготение к нему ученых различных эпох объясняется тем, что его автор обобщил весь опыт древности и раннего средневековья и, используя свои многочисленные наблюдения, дал «счерпывающее оригинальное для своего нремени изложение медицинской теории и практики. Влияние Ибн Сины сказалось во всех исламских землях и через мусульманскую Испанию достигло Европы, где оно ощущалось в течение многих веков.
В области медицины народы средневекового арабоязычного Востока прежде всего сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания эпохи. Одного этого уже достаточно, чтобы воздать •им славу, даже если бы они больше ничего не сделали. Но им принадлежат и собственные заслуги: становление и развитие фармации и фармакопеи; учреждение высокоорганизованных больниц; распространение врачебной на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самостоятельной и почетной области медицины;