10 век Олег назначает Киев столицей Руси. Из Киева предпринимает поход в Царьград.
Св.Ольга мстит древлянам за смерть своего мужа Игоря, а позднее принимает в Киеве христианство по православному обряду.
Князь Святослав положил конец господству хазар на юге России. Завоевал Болгарское царство на Дунае, но оттуда был вытеснен греческим императором Иоанном Цимисхием.
Владимир Святой покорил часть прикарпатских славян, затем - греческий город Корсунь, где и принял крещение по греческому обряду. Крещение Руси, 988 г.
11 век Ярослав Мудрый победил печенегов при г.Киеве (Киево-Софийский собор); основал гг.Ярославль, Юрьев; издал "Русскую правду" и в 1054 г. положил начало разделению Руси.
В княжение сына Ярослава, Изяслава I, преподобный Антоний основал Печерский монастырь, а преподобный Феодосии ввел в нем общежитие. В княжение Святополка II Изяславича ослеплен Давидом Василько, князь Галицкий.
12 век Княжение Владимира Мономаха в Киеве, 1113 - 1125.
Усиление Владимиро-Суздальского княжества при Юрии I Долгоруком и Андрее Боголюбском. Основание г.Москвы Юрием I Долгоруким. Погром Киева войсками Андрея Боголюбского в 1169 г. Принятие титула великого князя Андреем Боголюбским. Великий Новгород достигает наивысшего торгового могущества.
13 век Первое появление татар и победа их при реке Калке над галицким князем Мстиславом Удалым и другими южными князьями, 1223.
Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь, 1237, и гибель великого князя Владимирского в сражении с татарами при р.Сити.
Разорение Батыем Юго-Западной Руси. Начало Золотой орды. Ярослав II Всеволодович первым из князей признан Батыем старшим между всеми русскими князьями.
Победа Александра Ярославовича над шведами, 1240, и над ливонскими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).
14 век 1. Великое княжество Литовско-Русское. Литовские князья - Гедимин (основатель Вильно), Ольгерд и Витовт - присоединяют к Литве русские юго-западные земли.Сын Ольгерда Ягайло делается польским королем и обращает в католичество литовский народ, 1386.2. Великое княжество Московское.
Московский князь Иоанн Калита, 1328-1341, приобретает в орде у хана Узбека титул великого князя; при нем же митрополит св.Петр переселился из г.Владимира на Клязьме в Москву.
Митрополит св.Алексий и игумен и основатель Троице-Сергиева монастыря преп.Сергий усилению Москвы в княжение Димитрия Донского, внука Калиты. Победа Димитрия Донского над ханом Мамаем и его полчищами на Куликовом поле 8 сентября 1380. Разорение Тохтамышем Москвы.
15 век Иоанн III, 1462Ч1505. Брак его с Софией Палеолог, племянницей последнего византийского императора, и вывоз в Москву из Италии и других западных стран мастеров и сведущих людей.
Новгородские бояре, с Марфой-посадницей во главе, пытались отдаться под покровительство польского короля и великого князя литовского Казимира IV, сына Ягайло, но Иоанн III не допустил совершиться этому и подчинил Новгород Москве. Он положил также конец Тверскому княжеству и присоединил к России Чернигов, Новгород-Северск и некоторые другие города Литовской Руси. Поход хана Золотой орды Ахмата на Московское царство и свержение Иоанном III монгольского ига, продолжавшегося от 1240 до 1480.
Объяснение:
Писатели Античности и Средневековья редко удостаивали сарматов своим вниманием, и они долго считались одним из забытых древних народов. Однако благодаря археологическим раскопкам, проводившимся в степях Заволжья, на Украине и в Венгрии, удалось, хотя бы частично, воссоздать историю этого когда-то могущественного кочевого народа, происходящего из Восточной Европы. Данная книга – первая попытка системного описания сарматов, на поздних этапах своей истории более известных под именем аланы.
История сарматов – аланов, охватывающая более тысячелетия, развивалась на обширных протяженностью более 3 тысяч миль – от Алтая и Сибири на востоке до Карпатских гор на западе, а если рассматривать также историю отколовшихся от них групп, то территория их обитания протянется на запад до Франции, Испании и Британских островов и на восток до Восточно-Китайского моря. Сарматы (термин, который мы будем использовать, имея в виду также и аланов) никогда не образовывали единого государства; культуры различных их групп и племен всегда отличались друг от друга. Этот факт необходимо учитывать при попытках воссоздать их историю, поскольку в противном случае картина получится искаженной.
Сарматы – одно из многочисленных племен и групп, которые мигрировали с востока на запад, подталкивая друг друга в спину и, в свою очередь, испытывая давление наседавших сзади, пока не дошли до стен Рима и не раскололись на множество еще более смешанных вихрей и встречных потоков. Каждая группа, оказавшись на новом месте, старалась воспроизвести присущую ей древнюю культуру, обычаи и обряды, даже если там, откуда она пришла, эти ритуалы уже вытеснялись новыми.
В истории сарматов можно выделить пять основных периодов, к концу каждого из которых характер народа претерпевал значительные изменения. Это деление на периоды основано на изменении условий и эволюционных тенденциях в ядре древней сарматской цивилизации – степях низовьев Волги, вызванных историческими событиями в степных областях Азии, расположенных далее к востоку. В меньшей степени этот процесс затронул территорию к западу от Волги.
Периоды в истории сарматов, выделенные в соответствии с терминологией, введенной советскими археологами, будут рассмотрены в последующих главах. Во вступительной главе дается общая характеристика сарматов, их обычаев и образа жизни. Вторая глава посвящена раннему периоду сарматской истории (VI–V века до н. э.), известному на западе и в степях от Волги до Урала как «савроматский период» и как период «ранних кочевников» в азиатских степях. Следующие три главы отражают ранний, средний и поздний периоды, вместившие в себя восемьсот лет (вплоть до IV века н. э.), в течение которых Центральная Европа входила в их сферу влияния. В эпилоге коротко рассказывается о том, как получилось, что сарматы рассыпались по всей Европе, были поглощены другими народами и в конце концов полностью исчезли.
В своих попытках реконструировать в общих чертах весьма сложную и запутанную историю различных сармато-аланских групп я старался находить соответствия между сведениями античных и ранних средневековых источников и имеющимися у нас археологическими данными. Хронологическая таблица показывает основные направления, по которым шло передвижение на запад основной группы сармато-аланских племен в последовательные периоды их истории, и это смещение центра сарматской цивилизации с востока на запад отражается на многих картах.
Объяснение:
Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.
АрхитектураВ 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.
Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.
Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 г.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гг.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.
Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.
ЖивописьК живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.
Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.
ТипографияТакже в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.
Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».
ЛитератураПеремены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях Владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», включающий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).
МодаВ 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.
За счет огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается в зависимости от мест поселения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.
Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.