відповідь:
да, симеон полоцкий оказывал влияние на взгляды детей алексея михайловича, и было бы странно, если бы он этого не делал, ведь полоцкий был их учителем.
пояснення:
объяснение:
как известно, федор и будущий петр 1 обучаются латыни, польскому языку, он дает им также религиозное образование по своим сочинениям.
вот например, симеон полоцкий говорил о том, что россия славу расширяет не только мечом, но и многовечным сущим. возможно, это спровоцировало желание петра 1 сделать россию передовой промышленной страной. а обучение иностранным языкам позволило ему много путешествовать, проводить великое посольство, обучаться всему новому и в итоге провести невероятные реформы.
но в целом, взгляды полоцкого и взляды того же петра 1 не похожи, в частности, второй не давал никакого внимания религии.
период (с xvi по xviii века) развития восточных государств, хронологически с эпохой нового времени в европейском обществе, был временем расцвета крупнейших империй, прежде всего, китайской и османской (турецкой) , началом колониальной экспансии европейских стран на восток.
китайская империя. после изгнания монгольских завоевателей и воцарения новой династии мин в китае восстанавливается и укрепляется центральная власть. территория империи была разделена на провинции, которым, в свою очередь, подчинялись области, округа и уезды. провинциальная администрация состояла из трех частей: регулярных чиновников, войсковых командиров и цензоров, контролировавших тех и других/высокая степень централизации бюрократии и хорошо налаженный контроль над ней поначалу обеспечивали династии полную лояльность государственного аппарата.
в течение xv—xvi вв. китай переживал подъем. однако развитие товарно-денежных отношений и частной собственности, сопровождавшееся обнищанием крестьянства, подрывало социальную базу империи. именно в это время были практически исчерпаны ресурсы традиционного земледелия с его опорой на ручной труд. большое влияние на императоров приобретают различные временщики, фавориты, что порождало постоянные придворные интриги, заговоры, злоупотребления на всех уровнях власти. в стране сформировалось оппозиционное движение во главе с учеными-чиновниками, призывающими к проведению реформ. положение династии осложнялось возобновившимся военным давлением со стороны монголов. кроме того, на севере китая активизировались племена маньчжуров. в 1636 году маньчжурский предводитель провозглашает создание династии цин (1636-1911). так в китае вновь установилось владычество чужеземных завоевателей.
маньчжуры и служившие им китайские полководцы смогли за короткий промежуток времени овладеть всей территорией китая. победа маньчжуров стала возможной во многом тому, что новые завоеватели были чрезвычайно терпимы к китайским ценностям, в частности, к традиционному сословию ученых-чиновников. маньчжурские предводители не стали разрушать многовековую китайскую государственную машину, создававшийся в эпоху предшествующих династий государственный аппарат власти.
цинские императоры проводили активную завоевательную политику. в xviii веке совершаются многочисленные походы против народов, населявших юго-западные рубежи империи. китаю удалось расширить свои границы и на востоке, распространив свое влияние на район тибета.
цинская империя вступила в xix век могущественнейшим государством восточной азии. однако за ее внешним блеском скрывались старые пороки аграрной деспотии: слабость армии, ограниченность производственного потенциала, перенаселенность, коррупция властей. эти пороки со всей очевидностью обнаружились в середине xix века — во время восстания тайпинов (1851—1864) и первых столкновений с капиталистическими странами запада.
османская империя. османская империя сформировалась из небольшого государства турок-сельджуков, основанного на границах византийской империи в xi веке. близость к слабеющей византии обусловила главное направление внешней политики сельджуков — завоевание малоазиатских и провинций империи. захватив , турецкие войска взяли в 1453 году константинополь, после чего все византийские территории, а также аравия, ирак, египет, часть закавказья оказались под властью турции; вассалом турецкого султана стало также крымское ханство. могущественная османская империя стала угрозой для европы, в том числе и для россии. ее флот господствовал в средиземном море, а сухопутные войска не раз штурмовали вену и совершали набеги на другие европейские города.
успехи турок в войнах во многом были обеспечены военно-ленной системой условного наследственного землевладения, существовавшей в империи. воины получали за службу земельное владение с правом взимания с населения определенной суммы, части налога, выплачиваемого в казну.
Существенная роль в генезисе французского фашизма принадлежала «Аксьон франсэз» , организации, идеология которой представляла собой сплав самых разнообразных реакционных учений. Ее истоки восходят к концу XIX в. , когда во Франции кипели политические страсти вокруг «дела Дрейфуса» . Ядром идеологии «Аксьон франсэз» являлся так называемый интегральный национализм, который расшифровывался следующим образом: классовый мир, строгая иерархия, корпоративизм; все это под эгидой монархии. Писания лидера «Аксьон франсэз» Морраса проникнуты тоской по «старому порядку» , сметенному Великой Французской буржуазной революцией. Однако было бы ошибкой видеть в Моррасе чудаковатого реакционного мечтателя. «Краеугольный камень его доктрины — не монархизм, а решительный антидемократизм» 1, — верно подметил американский ученый Э. Тенненбаум. Монархизм в интерпретации Морраса предвосхищал фашистский принцип «вождизма» . В борьбе с политическими противниками «Аксьон франсэз» использовала отряды «королевских молодчиков» , в которых нетрудно различить прообраз сквадристов или штурмовиков.
«Аксьон франсэз» — важное звено в процессе генезиса фашизма, причем не только французского. Ее история прежде всего обнажает тесную генетическую связь между фашизмом и традиционной консервативной реакцией. Именно поэтому многие историки, интерпретирующие фашизм как явление «революционное» (Ю. Вебер, Э. Тенненбаум и др.) , стремятся преувеличить дистанцию между «Аксьон франсэз» и фашистскими движениями. Действительно, в отличие от фашистов она не ставила своей целью «прямое действие» , а ограничивалась преимущественно пропагандой. Для нее характерна откровенная элитарность. «Аксьон франсэз» не прилагала энергичных усилий для завоевания масс, выполняя миссию интеллектуального генштаба реакции. Через ее школу представители самых различных течений: анархо-синдикалист Ж. Валуа, лидер французских фашистов — «франсистов» — М. Бюкар, фашиствующие литераторы П. Дриё ля Рошель и Р. Бразийяк, будущие «кагуляры» и вишисты. Петэновская «национальная революция» многое заимствовала из идейного багажа Морраса, который в годы войны вместе со своими сторонниками, естественно, оказался в лагере коллаборационистов.
Идеи «Аксьон франсэз» имели сильный международный резонанс, прежде всего в романоязычных странах. Их влияние испытали бельгийские рексисты, фашистские группы из франкоязычных кантонов Швейцарии, румынские фашисты. Лидер бельгийских рексистов Л. Дегрель называл Ш. Морраса «интеллектуальным отцом всех европейских фашизмов» 2.
В деятельности «Аксьон франсэз» с особой выразительностью прослеживается взаимосвязь между генезисом фашизма и кризисом буржуазной культуры. Интеллектуалы из этой организации осуществляли своеобразный синтез многочисленных реакционных тенденций, разъедавших культуру буржуазного общества. Таким образом, у французского фашизма была собственная идейно-политическая генеалогия. «Если фашизм не достиг успеха во Франции в 20-х и 30-х годах...,— справедливо заметил американский историк Р. Сауси, — то уж во всяком случае не потому, что фашистские и профашистские идеи не имели четко различимых корней во французской политической и интеллектуальной традиции