Русская литература Серебряного века характерна множеством новых стилей и направлений:
1) Символизм выражался в нескольких формах:
-форма декаданса, когда в поэзии преобладали настроения тоски и безнадежности (К.Д. Бальмонт, В.Я Брюсов, А.А. Блок);
-форма славянофильского символизма, когда демонстрировалось презрение к «лишенному души» Западу и рассматривалась возможность второго рождения России (А.А. Блок, А. Белый);
2) Акмеизм, когда поэты отстаивали самоценность реальной жизни (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мендельштам);
3) Авангардизм – разрыв с культурными ценностями и провозглашение «нового искусства»:
-футуризм, когда в поэзии используются новые слова с использованием вульгарной лексики, жаргона, плакатов, афиш. Иными словами – это вызов обществу, свобода действий (В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский, В.В. Каменский);
-эгофутуристы (И.В. Северянин).
Кроме новых течений оставалась еще и традиционный русский реализм. В этом стиле работали известные нам классики:
1) Л.Н. Толстой («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Он пытался показать, как может личность противостоять нормам жизни.
2) А.П. Чехов («Три сестры». «Вишневый сад»). В своих произведениях он отражал социальные изменения нового века.
3) И.А. Бунин («Деревня», «Суходол»). Писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах в душах людей.
4) А.И. Куприн («Поединок»). Показывал неприглядную сторону армейского быта.
5) Максим Горький («Мать», «Враги»). Первый писатель, который обратился к образу рабочих.
Патриотические настроения среди русского духовенства и монашества в годы смуты и последующее время восстановления Российской державы были очень сильны. Это, в первую очередь было обусловлено тем, что в Смутное время русский народ столкнулся не только с интервенцией чисто военной, но и с интервенцией религиозной, с духовной экспансией. Разорение храмов и монастырей, насилие над священнослужителями – все это воспринималось не только лишь как обычные издержки военного времени, но и как духовное насилие над Русским Православием, которое иноверцы творили по религиозным мотивам. Поляки вдохновлялись надеждой на насаждение унии и католичества в России, и их агрессия против России, активно поддержанная Ватиканом, таким образом, имела ярко выраженный религиозный характер. Естественно, что со стороны русских война тоже приобрела характер религиозного сопротивления, ибо шло оно под знаменем борьбы за Православие. И как только русский народ в полной мере осознал религиозный момент в этом противостоянии, он сумел сплотиться и преодолеть смуту. Победа была достигнута в значительной, если не сказать решающей, степени благодаря Православной Церкви, вдохновившей народ на сопротивление. Показательно, что после смуты неприязнь к католичеству, и вообще к любому инославию и иноверию, в России чрезвычайно усилилась именно в следствие этой духовной интервенции, которая показала русским агрессивный характер католического представления о миссии. Это надолго вперед задало определенное консервативно-охранительное направление в русской духовной жизни. В частности, это выразилось и в том, что русские, в отличие от греков, после смуты перешли к очень жесткой практике приема католиков и других инославных в лоно Православной Церкви – исключительно через перекрещивание. Конечно, это была болезненная реакция на страдания православного народа от католиков в годы смуты. Преодолевая смуту и ее последствия русский народ по-новому взглянул на себя, на государство и свое место в нем. Произошла переоценка ценностей. Смутное время необычайно развило чувство национального и религиозного единства. Стало ясно, что только оно может служить гарантом сохранения России. Чрезвычайно выросло государственное сознание народа. Именно в это время окрепли понятия «Земля» и «Земство» – в смысле объединяющего начала государства. Понятие земского дела соединилось с понятием государева дела, и правление государством перестало быть только лишь государевым делом, оно стало делом всей земли, всего народа. Говоря о церковной жизни в период «Межпатриаршества» , необходимо отметить имевшую место в эти годы попытку исправления богослужебных книг – т. н. «книжной справы» . Появление книгопечатания на Руси привело к тому, что сличение книг в поисках образца для печати выявило огромное количество опечаток или описок в древних рукописных и первопечатных книгах. Появилась задача – исправить все опечатки, привести все к общему знаменателю. Но, к сожалению, сделать это грамотно, с должным знанием предмета, на Руси в ту пору было трудно. Для проведения этой работы необходимо было знание древнегреческого языка: предстояло сверить древние славянские тексты с греческими и выявить их первооснову. Но знанием греческого на Руси в начале XVII века мало кто мог похвастать. Имело место и традиционное со времен Флорентийской унии недоверие к грекам, как подверженным латинскому влиянию. Однако несмотря на трудности «книжной справы» дело книгопечатания к началу XVII в. было поставлено в Москве уже достаточно широко. При св. Патриархе Иове в России было напечатано 8 книг. Даже смута не смогла вполне остановить этот процесс: при св. Патриархе Ермогене было напечатано 3 книги. Но в 1611 г. во время пожара Москвы, зажженной поляками, сгорел печатный двор на Никольской улице. Правительство Михаила Романова, равно как и Священноначалие Русской Церкви, понимали важность типографского дела: уже в 1613 г. печатный двор был восстановлен в Кремле и вскоре выпустил 5 новых книг.
Объединения Италии и Германии имели свои общие черты: Объединение Италии произошло в 1859-1870 гг а в Германии-1871. Идеологическими предпосылками были весьма разнообразными: -просвещенческие -либеральные -националистические -республиканские -социалистические -церковные идеи. Предпосылки объединения Германии мы видим в репликах «Границы Пруссии в соответствии с Венскими соглашениями не благоприятствуют нормальной жизни государства; не речами и высочайшими постановлениями решаются важные вопросы современности — это была крупная ошибка 1848 и 1849 годов, — а железом и кровью» Как и в Италии, так и в Германии было несколько войн: Процесс объединения Италии и Германии был результатом краха "венской системы. " Поскольку правящие круги Сардинского королевства и Пруссии мыслили эту акцию как исключительно объединение «сверху» , они нуждались в поддержке одной или нескольких великих держав. Как в Италии, так и в Германии было несколько течений за объединение. В Италии: 1)федерально-папское течение 2)демократическое республиканское 3)либеральное течение. Также были два плана в объединение Германии: 1)габсбургский план 2)прусский план В свою очередь и в Германии было несколько войн: 1)датско-прусская война (1864) 2)австро-прусская (1866) 3)франко-прусская (1870-71) «Венская система» была окончательно похоронена в Германии и Италии. Но процессы объединения Германии (южногерманские княжества) и Италии (римский вопрос) оказались к концу 60-х годов еще незавершенными. И в римском, и в южногерманском вопросах главным противником Италии и Пруссии выступала Франция. Франко-прусский антагонизм и напряженные итало-французские отношения становятся главным фактором международных отношений второй половины 60-х годов XIX в. Попытки Наполеона III помешать окончательному объединению Италии и Германии успеха не имели. Ни одна из крупных держав не поддержала Наполеона. Главным общим критерием была сама идея объединения и в Германии и в Италии.
Русская литература Серебряного века характерна множеством новых стилей и направлений:
1) Символизм выражался в нескольких формах:
-форма декаданса, когда в поэзии преобладали настроения тоски и безнадежности (К.Д. Бальмонт, В.Я Брюсов, А.А. Блок);
-форма славянофильского символизма, когда демонстрировалось презрение к «лишенному души» Западу и рассматривалась возможность второго рождения России (А.А. Блок, А. Белый);
2) Акмеизм, когда поэты отстаивали самоценность реальной жизни (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мендельштам);
3) Авангардизм – разрыв с культурными ценностями и провозглашение «нового искусства»:
-футуризм, когда в поэзии используются новые слова с использованием вульгарной лексики, жаргона, плакатов, афиш. Иными словами – это вызов обществу, свобода действий (В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский, В.В. Каменский);
-эгофутуристы (И.В. Северянин).
Кроме новых течений оставалась еще и традиционный русский реализм. В этом стиле работали известные нам классики:
1) Л.Н. Толстой («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Он пытался показать, как может личность противостоять нормам жизни.
2) А.П. Чехов («Три сестры». «Вишневый сад»). В своих произведениях он отражал социальные изменения нового века.
3) И.А. Бунин («Деревня», «Суходол»). Писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах в душах людей.
4) А.И. Куприн («Поединок»). Показывал неприглядную сторону армейского быта.
5) Максим Горький («Мать», «Враги»). Первый писатель, который обратился к образу рабочих.
6) Крестьянские поэты: С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков.