1.Система управления Киевской Русью в 11 веке была разлогой из-за расширения территорий и потребности в их контроле и защиты. Во главе государства стоял Великий князь киевский. Ему подчинялись ряды богатых, верных и славных персон в Руси. На второй ступени были старшая и младшая дружинники (дружина). Далее – удельные (местные) князья, ниже посадники. Они собирались на вече и съезд князей. На нижнем уровне были местная дружины.
2.Изначально, большинство людей были независимыми землевладельцами. Но с началом организации системы управления, описанной выше, земледельцы попадали под суверенитет местной дружины, втягиваясь в зависимость. Так же, из-за растущей конкуренции, появления новых инструментов труда (не все могли себе этого позволить), некоторые подпадали в поземельную зависимость.
3. Кормления стали вотчинами из-за использования наследственного права на земли их владельцев. Вотчина – это наследственная земля с зависимыми крестьянами (не только холопы, но и закупы и изгои работали на них). Она делилась на домен (господское хозяйство) и крестьянское хозяйство. Административная, судебная власть, налогообложение – все в привилегии собственника вотчины. У последнего, был свой центральный аппарат для поддержания контроля и власти.
4. Выделим отдельные отличительные признаки (отталкиваясь от них, все остальное есть общими характеристиками). На Руси не было официальных договорных связей между князем и боярами. Приземленные поместья бояр не были условными феодами, а вотчинами. Не было и иерархии благородных титулов. Великие князья Киева, а затем и старшие региональные князья, обладали властью над несовершеннолетними князьями. Обычные люди были свободны, хотя там также было много рабов (в основном военных пленников) и растущий слой закупов, которые появились в результате задолженности. До вторжения монголов середины 13-го века средневековая Киевская Русь имела многочисленные города, жители которых временами действовали политически через народные собрания (виче). Однако, в отличие от Запада, города не были организованы в самоуправляющие муниципалитеты, а бюргеры не были юридически дифференцированы от сельского населения. Православная церковь, верная своему византийскому наследию, была политически менее напористой, чем римско-католическая церковь в западных странах.
5. Сначала, весь простой, но свободный народ, назывался «люди». С появлением зависимости, выделяются «челяди» - собственность землевладельцев. Далее, «смерды» - люди, которые привязаны к конкретной земле (работают, уплачивают налоги). В 10 веке, появляются «холопы», какие противопоставлялись свободным мужам. Да, они не были в права принимать участие в судовых процессах (как свидетели), давать присягу. Холопом ставали в результате продажи себя в рабство , женитьбы на рабыне и так далее. В 12 веке появляются «закупы» - люди, которые взяли ссуду (купу) и должны ее выплачивать, отбывая повинности. Ссуда под проценты называлась «наймом», отсюда и слово «наймит».
6. -
7. Создания церкви и государства шли параллельно, и церковь была государственной, а не отдельным учреждением. Фактически, она не была самостоятельной единицей. Но, учитывая тот факт, что служители церкви были образованными, и под их влиянием, все-таки, было большое количество население, церковь оказывала большое влияние на формирование политики киевских князей. Чтобы укрепить свое влияние, был введен налог – десятина (для поддержки работы церкви).
8. В 1051 году, первым митрополитом стал Иларион. Ярослав Мудрый сам назначил его (он был из местного люду) на Софийскую митрополитскую кафедру. Это событие стало беспрецедентным, так как на нем не участвовал Константинопольский патриарх, и этот пост занимали ставленники от Византии (греки). Фактически, была сделана попытка создать независимую киевскую церковь. Немного известно о его деятельности на этом посту, но: он освятил киевскую церковь святого Георгия, разработал с Ярославом «Устав Ярослава». Но, в 1054 году, после разделения церквей (это была одна из причин), киевские князья опять обращаются к Константинополю.
9. Место духовного роста, очищения. Это сюда, могли обратиться за любой Служители же, занимались переписыванием текстов, создания библиотек. Фактически, их роль сводилась к просвещению и культурному обогащению населения.
10. -
11. Как указано выше, раннефеодальное общество на Руси формировалось параллельно с Европой. Основные признаки: децентрализация власти, расширения территорий, наличие подчиненных, приумножение богатства – все это привело к феодально-вассальным отношениям и крепостных.
Солон в V в. до н. э. был избран архонтом (правителем Афин) . Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?
Законы Солона 594 г. до н. э.
1. Прощение долгов.
Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью.
2. Запрет обращать в рабство за долги.
Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны.
3. Выборность судей.
Из всех афинян независимо от их знатности и богатства.
4. Регулярный созыв народного собрания (экклесия) .
В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.
Недовольство знати:
Знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане. Знать вынуждена была считаться с демосом.
Недовольство демоса:
Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками, чтобы избежать кровопролития. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков.
Источник: реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характеh'