объяснение:
культура классической греции
культурный переворот в древней греции произошел в vii - v вв. до н.э. археолог эрнест ренен назвал это «греческим чудом». первым условием этого переворота явилось разрушение жестких традиционных норм поведения индивида, что, в свою очередь, было вызвано сравнительно легкой возможностью передвижения.
как следствие - сформировалась высокая степень творческой свободы и религиозной индифферентности. большое влияние на развитие культуры в это время оказало культурное общение с востока, которое стало возможным развитию греческой колонизации.
греческий классицизм отличается от последующих классических форм уже тем, что в нем тенденция быть верным природе столь же сильна, как и стремление к мере и порядку.
по мере того, как век «аттического просвещения» приближался к концу все большее распространение и значение приобретают в искусстве элементы натуралистические, субъективистские и эмоциональные. примечательно, что в греческом мире не только не было идеи «гения», но и не было ничего «гениального» в творчестве поэтов и художников. вместе с тем отмечается распространение эстетической культуры на новые социальные слои, что свидетельствует о признании новых художественных ценностей, прямо связанных с жизнью и отход от ценностей культурной традиции высших классов.
в vi в. до н.э. центром греческой культуры становятся афины. это - время правления писистрата, который приглашал в город лучших художников и ремесленников со всей греции. в 543 г. до н.э. была осуществлена первая постановка греческой трагедии в театре. в это время были воздвигнуты храмы и скульптуры греческого афинского акрополя (в частности, храм покровительницы города афины- парфенон). акрополь был и святилищем, и укреплением, и общественным центром. в акрополе хранилась государственная казна, помещалась картинная галерея и библиотека. во время праздника, посвященного афине - панафиней - после конных и гимнастических состязаний проводилось всеобщее шествие на акрополь, заканчивающееся всеобщим пиром.
скульптура этого времени несет в себе еще много черт условности и декоративности. сложным путем шло ее развитие. можно сказать, греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. победители игр всенародно прославлялись, в их честь в общественных местах воздвигались статуи. на состязаниях юноши выступали обнаженными и скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела.
если в скульптуре мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской - проблема задрапированного. но уже в ранних архаических скульптурах видно, что скульптор под складками одежды старался как можно точнее промоделировать тело. лица не индивидуализировались, а обобщались согласно идеалу сдержанности, благородства, силы, мужества, достоинства
резкий отход от этой позиции начинается в эпоху возрождения, когда получил общее признание культ материального б., природы, телесного. эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, - отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства, подготовила концепции б. 17-18 вв. в них б. рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. отсюда возникает трактовка б. как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил. исходным в трактовке б. для всей философии и науки этой эпохи является понятие тела. это связано с развитием механики - главной науки 17-18 вв., в свою очередь, такое понимание б. послужило основой естественнонаучных представлений о мире в то время. период классической науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций б., где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. к. маркс в "святом семействе" заметил относительно понятия субстанции у нидерландского философа б. спинозы, что это - " переряженная природа в её оторванности от " (маркс к. и энгельс ф., соч., 2 изд., т. 2, с. 154). в этих словах характеризуется одна из особенностей всего домарксистского материализма - противопоставление природы человеку, рассмотрение б. и мышления сугубо натуралистически. другая важная особенность концепций б. в новое время состоит в том, что для них характерен субстанциальный подход к б., когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат б., его предельное основание) и её акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые, с разными модификациями все эти особенности в понимании б. обнаруживаются в философских системах ф. бэкона, т. гоббса, дж. локка (великобритания), б. спинозы, у французских материалистов, в р. декарта,