В декабре 1237 г. огромное войско вступило в пределы Рязанского княжества. Но это было не только войско Батыя, а, по существу, все монголо-татарское войско, во главе его туменов стояли почти все принцы крови и самый яростный из “псов” Чингисхана — Субедей. После пяти дней осады Рязань была взята, а жители перебиты. Ни один из русских князей не прислал дружину на рязанскому князю. Затем монголо-татары уничтожили и разорили города Северо-Восточной Руси — Москву, Коломну, Владимир. В течение февраля 1238 г. были взяты 14 городов, и среди них Ярославль, Тверь. В марте 1238 г. полчища Батыя у реки Сить разгромили рать владимирского князя Юрия, сам князь погиб, вся Ростово-Суздальская земля была разорена. Захватив Торжок, монголы пошли на Новгород, но, не дойдя до него 100 верст, повернули на юг. Современные историки дают следующее объяснение этой исторической загадке:
>во-первых, монголы испугались наступившей распутицы, непроходимой для лошадей;
> во-вторых, они понесли тяжелые потери;
>в-третьих, Батый опасался упорного сопротивления новгородцев;
> в-четвертых, монголы убедились, что для кочевого скотоводства эти земли Или монголы подошли во время зимы, а затруднилось, потому что лед был не плотным
Особенностью Новгородской культуры была её простота и доступность. Она была созвучна вечевым порядкам и соответствовала свободолюбию и высокой политической активностью городского населения. Каменное зодчество в Новгородской земле, которые освоили здесь русские мастера, утратило свою былую монументальность. Сократилось княжеское правительство. Заказчиками храмов были бояре, купцы, общины прихожан. Их стали строить небольшими и одноглавыми. И эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж. Своеобразием отличалось и новгородское летописание. В нем фигура князя отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни, участие в ней новгородцев. Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Ведь занятия ремеслом и торговлей требовало определённых знаний, умения считать и писать. О широком развитии письменности в новгородском быту свидетельствуют берестовые грамоты, найденные во время археологических раскопок. Они представляли собой письма простых горожан, хозяйственные записи, долговые расписки.