После смерти в 1771 году Абилмамбет-хана власть должен был унаследовать один из его младших братьев или сын Абилпеиз, однако султаны и главы родов на съезде в Бурабае при участии Канай бия избрали ханом Абылая. Он распространил свою власть на значительные районы Старшего и Младшего жузов, считая себя ханом всех трёх жузов.
В период крестьянской войны 1773—1775 годов Абылай встречался с Емельяном Пугачёвым, обещая ему поддержку. Одновременно вёл переговоры с представителями российского правительства, уверяя в своей верности ему. Связи с повстанцами ослабли после ухода Пугачёва в Поволжье. В 1778 году Абылай был утверждён императрицей Екатериной II ханом лишь Среднего жуза.
Абылай-хан оставил после себя 30 сыновей[1]. Похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.
Правнуком Абылая был первый казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист и просветитель Чокан Валиханов. Он написал статьи «Аблай», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Шуна батыр» и другие, в которых исследует образы богатырей Казахского ханства. Чокан оценил эпоху Абылай хана следующим образом: «В предании казахов Аблай носит какой-то поэтический ореол... Его походы, подвиги богатырей служат сюжетами к эпическим рассказам» Абылай-хан в исторической мифологии народа Править
Деятельность Абылай хана как правителя оказала сильное влияния на формирование самосознания народа и привело к мифологизации исторической личности - к созданию правильного образа[7], Архетипа Правителя, как мудрого защитника.По народному преданию у Абылай-хана было три благословения Неба. Сакральные символы определены в виде предметов силы: меч- дарующий силу защиты, чаша- дарующая благополучие, и кристал- дарующий мудрость, несущий в себе особую силу веры, что связывает с божественным и с мудростью духов предков
Объяснение:
Он Алихан Бокейханов же
Алихан Букейханов (каз. Әлихан Бөкейхан; 1866, Токраунская волость, Каркаралинский уезд, Семипалатинская область, Российская империя — 27 сентября 1937, Москва, СССР) — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917). Председатель (премьер-министр) Алашской автономии с 1917 по 1920 годы. Алихан Букейханов считается первым премьер-министром Казахстана.
В 1886-1890 годы обучался в Омском техническом училище. 1890-1894 годы учебы на экономическом факультете Санкт-Петербургского Императорского Лесного института. Успешно окончив этот институт по специальности лесного экономиста, Алихан Букейханов преподавал математику в сельскохозяйственном училище г. Омска. Затем служил чиновником Омского переселенческого управления, вплоть до 1905 года.
В 1893 году он активно принимает участие в работе политических, экономических, литературных и других кружков, участвует в студенческих «беспорядках». Судя по архивным документам, в эти годы деятельность Букейханова впервые привлекает внимание Департамента царской полиции, его имя попадает в черный список «политически неблагонадежных». В этот период особенно ярко проявляется его талант как общественного, политического деятеля, выдвигая его в качестве подлинного лидера национального движения всего Степного края.
Наиболее известная была петиция 1905 года, подписанная на Кояндинской ярмарке 14,5 тыс. жителями Каркаралинского уезда Семипалатинской области, в которой высказывались основные политические и социально-экономические требования казахов, была составлена Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Жакыпом Акбаевым, Миржакыпом Дулатовым, Мухаммед-Максут Бекметовым.
Алихан Букейханов принимает активное участие в ряде общественных организаций. К примеру, он состоял действительным членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества и Семипалатинского статистического комитета.
В 1905 году Букейханов был избран депутатом в I Государственную думу (Российская империя) по Семипалатинскому округу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. Именно с этого документа начинается активная политическая деятельность Алихана Букейханова. Для пробуждения национального самосознания казахов и организации их просветительской деятельности стало издание газеты «Казах», первое в истории казахов поистине общенациональное периодическое издание. Активное участие в создании газеты приняли руководители казахского национального движения, в том числе и Алихан Букейханов, писавший свои статьи под псевдонимом «сын степей».
После февральской революции, Букейханов принял активное участие в национально-освободительной борьбе казахского народа. После двух всеказахстанских съездов в июле и декабре 1917 года удалось создать партию «Алаш» и правительство Алашорды, Букейханов избирается ее председателем. Название партии было предложено делегатом Уральской области юристом Жаншой Досмухамедовым и всеми поддержано. Газета «Казах» стала печатным органом партии. Это было поистине историческое событие, поскольку впервые стало реальностью создание единого Казахского государства.
С приходом Советской власти ему препятствуют в политической деятельности и отзывают на постоянное место жительства в Москву, где Букейханов провел последние 15 лет жизни. В этот период он продолжает заниматься литературой и научно-исследовательской деятельностью. Тщательно собрав образцы устного творчества, фольклорного наследия, пишет труды по истории, этнографии, литературе.
В 20-х годах дважды арестовывался. В 1937 году его вновь арестовывают и заключают в Бутырскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение «…возглавлял контрреволюционную борьбу против Советской власти, установил связи с руководителями террористического центра в Казахстане и Москве». 27 сентября 1937 года он был приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Через 56 лет Алихан Букейханов был реабилитирован.
Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.