При ярославе мудром феодальные отношения в киевской руси достигли значительного развития. под руководством я. м. был составлен свод права — правда. во время правления я. м. в киеве шло широкое строительство (софийский собор и др.); развернулась интенсивная работа по переводу византийских и других книг на церковно-славянский и языки. развивалось летописание. поставление первого митрополита илариона по инициативе ярослава мудрого укрепило международный престиж киевского государства. ярослав был связан родственными отношениями со многими европейскими правителями.только в 1019 г. ярославу удалось окончательно победить и стать киевским князем. ярослав прочно утвердился в киеве. но теперь предстояла еще борьба с младшим братом мстиславом, сидевшим в тмутаракани. новая усобица закончилась разделом киевского княжества. только после смерти бездетного мстислава в 1035 г. ярослав стал единоличным правителем огромного государства. большое значение имело завершение христианизации населения. уговорами и силой ярослав мудрый добился утверждения христианства. было завершено создание церковной иерархической организации. в 1037 г. константинопольский патриарх образовал киевскую метрополию, таким образом, киев стал церковным центром. когда вокруг не осталось соперников, ярослав, что называется, поумнел и прослыл мудрым. таковым, кстати, ни современники, ни летописцы его не величали, а эпитет придуман карамзиным. в общем-то, карамзин не ошибся. сын владимира святого, сначала новгородский, а затем и киевский князь ярослав владимирович действительно оказался мудрым, оказался достойным продолжателем дела своего великого отца и стал одним из деятелей . он быстро уразумел, что подлинное могущество государства достигается вовсе не в беспрестанной гражданской войне, а путем мира и стабильности. активную энергию, скопившуюся в массах, следует направлять не на агрессию друг против друга, а на хозяйственное процветание, оборотистую и взаимовыгодную торговлю, дружбу с соседями, основанную на внушительной военной силе, на укрепление веры и духа, поощрение строительства, искусств и ремесел. в этом и состоит истинная государственная мудрость. внешнюю политику ярослава можно признать удачной. он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город юрьев. в 1036 г. он нанес под киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они больше не появлялись в пределах киевского государства. на границе со степью была создана система укреплений и городов. ярослав вел трехлетию войну с византией, но хотя на полях сражения не было решительных побед, а княжеское войско терпело даже поражение, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для киева. византия подтвердила установленные ранее привилегии в торговле, отпустила пленных. ярослав мудрый был известен как образованный человек, знавший несколько иностранных языков и имевший богатую библиотеку. при нем киевская русь достигла наивысшего могущества. киев превратился в один из крупнейших городов европы, соперничавший с константинополем. по дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. по преданию, в 1037 г. на месте, где ярослав ранее разбил печенегов, был возведен софийский собор - храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. тогда же, при ярославе, в киеве были сооружены золотые ворота - парадный въезд в столицу древней руси. широко велись работы по переписке и переводу книг на язык, обучение грамоте. именно при ярославе мудром русь достигла широкого международного признания. с семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы европы. сам ярослав был женат на шведской принцессе. его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. польский король женился на сестре великого князя, а внучка ярослава вышла замуж за германского императора.
Период Хрущова в истории называют периодом "оттепели". За свое время правления он пытался "отучить" государство от коммунизма. Как сейчас, так и в те времена существовало очень много партий, каждая из которых тайно придерживалась своих убеждений. Существование партий до Хрущова означало лишь существование партий, непреклонно служащих СССР. Под его правительством сила коммунизма ослабла, но люди не чувствовали себя настолько уверенно, чтобы открыто оглашать свои мысли. Тогда, Хрущов сказал: "Боязнь критики и самокритики присуща уходящим классам и их политическим партиям", что означало, что свет коммунизма погас и теперь нет общепринятых норм, по которым следует жить и на которые следует равняться. Таким образом, каждый может вольно думать и поступать в рамках закона.
Особенности русского средневековья. Анализируя историю русской культуры в домонгольский период, необходимо выделить два этапа, соответствующих историческому развитию государства: культура Киевской Руси (XXI вв. ) и культура периода раздробленности (XII первая треть XIII вв.) . Уровень развития. Поступательное развитие культуры на первом этапе привело к тому, что Киевская Русь стала одним из наиболее развитых государств того времени. Синтетический характер древнерусской культуры. Культура Древней Руси формировалась на основе двух источников. Первым стала языческая культура восточно-славянских племен, имевшая многовековые корни; язычество, оказывая влияние на всю культуру эпохи средневековья, в некоторых своих элементах дошло до настоящего времени. Вторая составляющая христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило влияние более высокой по уровню развития страны на все направления русской культуры: философию, образование, литературу, иконописание, архитектуру. Киевская Русь принадлежала к одной из самых образованных стран в мире. О существовании славянского алфавита на Руси известно с X в. Принятие христианства дальнейшему развитию грамотности и образования: были организованы школы, в Софийском соборе в Киеве была создана первая библиотека. Периодизация истории древней русской литературы совпадает с исторической, что позволяет выделить два периода: XI начало XII вв. период относительного единства литературы, которая развивается в двух центрах: Киеве и Новгороде. середина XII первая треть XIII вв. , когда появляются новые литературные центры: Владимир, Суздаль, Смоленск и т. д. Возникают местные черты и местные темы, разнообразие жанров.