Основные символы Французской революции:
* Декларация прав человека и гражданина - легла в основу самой идеи прав человека, и, впоследствии - Всеобщей декларации прав человека
* Девиз "Свобода, Равенство, Братство" и гимн "Марсельеза" - не только использовались во Франции в качестве национальных символов, но и стали символами борьбы для революционеров многих других стран;
* Фригийский колпак - головной убор Марианны, антро символа Французской республики. Использовался и ранее как символ свободы еще со времен древнего Рима, но его использование во времена Французской революции сделало этот головной убор понятным и в современную эпоху.
Изначальным авторским названием оперы было «Альмавива, или Тщетная предосторожность» (итал. «Almaviva, ossia l’inutile precauzione»), поскольку сюжет пьесы Бомарше к этому времени уже положил начало ряду опер, чьими авторами являлись Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (1797) и другие. В частности, опера под названием «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» была написана[2] Джованни Паизиелло, и к 1816 году она продолжительное время пользовалась успехом в Италии. Россини же, взяв на себя обязательство создать новую оперу для карнавала в римском театре Аржентино, испытывал трудности с сюжетом, поскольку все предлагаемые им либретто отклоняла цензура. Молодой композитор обратился к Паизиелло, и тот дал своё согласие на использование сюжета «Севильского цирюльника», пребывая в полной уверенности относительно провала детища Россини.
Музыка была положена на новое либретто Чезаре Стербини. Ввиду нехватки времени Россини использовал матералы других своих музыкальных сочинений, закончив работу очень быстро: сочинение музыки и инструментовка, по разным источникам, заняли от 13 до 20 дней[3]. Премьера оперы состоялась в Риме 20 февраля 1816 года. Представление провалилось[4], будучи сорвано клакёрами или почитателями Паизиелло. Следующие исполнения оперы на той же неделе гораздо успешнее.