Жизнь рабов в Древнем Риме:
Рабство было распространено в Риме.
Но рабы чаще всего были иностранцами, которых взяли в плен во время боевых действий. Но пленные были не всеми рабами, а только большинством. Рабы «поставлялись» из Сирии, Греции, Малой Азии.
Несмотря на то, что не все рабы были иностранцами «раб» и «иностранец» были синонимами. Из-за этого появилось расистское мнение о том, что некоторые расы и существуют только для того, чтобы быть рабами. Например, о таком мнении писал Цицерон.
Вообще, в Древнем Риме было 3 источника рабов:
• Война поставляла пленных – будущих рабов
• Римляне занимались морским разбойничеством (пиратством)
• Должники, которые не смогли вернуть долг (сначала он получал льготный месяц, и если не платил, то становился рабом своего кредитора; или отец мог продать своих детей).
Но римляне не могли быть рабами по закону Петелия, который это запрещал. По этому закону, рабами могли быть только иностранцы, серьезные преступники и банкроты.
Рабы выполняли определенные функции (всего их было 146), при том, что они делились на тех, кто трудился в имении (familia rustica) и на тех, кто трудился на город (familia urbana).
Рабы делились на тех, кто управлял, они делились по родам занятий, кто-то обслуживал господина, а кто-то госпожу, они были домоправителями, бухгатлерами, кассирами, управляли домами, покупали припасы, были привратниками, сторожами, гардеробщиками, накрывали на стол, наливали вино, были специальные рабы, о которых вытирали руки после еды и так далее.
Положение рабов в Риме не было завидным.
Они плохо питались, но не голодали, работали с утра до вечера, вынуждены были трудится в тяжелых условиях на мельницах, носили на шее жернова или доски, постоянно бились крутом. Когда рабы болели их не личили, а отвозили на остров Эскулапа умирать. Раб не был человеком, он был вещью.
В империи такого положения уже не было. Если господин убил раба, продал в проституцию, в гладиаторские игры – он сядет в тюрьму.
Несмотря на то, что Богдан любил своего старшего сына Тимофея и видел в нем своего преемника на гетманской должности, он воспитывал его в спартанском духе. Очевидцы отмечали, что, стремясь наставить своего младшего отпрыска на путь истины, старший Хмельницкий «приказал привязать его к пушке и крепко бить, пока тот не поклялся ему, что будет хорошим, крупным, и только потом приказал отковать его. Часто Хмельницкий за саблю хватался, так что (Тимофей) не хочет попадаться ему на глаза ». Вместе с тем, не было предела родительском отчаяния после гибели Тимофея в Молдавскую кампанию 1653 г. Сильный и волевой характер гетмана проявлялся во многих жизненных ситуациях.
В повседневной жизни гетман Б. Хмельницкий был неприхотливым и скромным человеком. Он носил простую казацкую одежду и только во время торжеств или дипломатических приемов надевал дорогие одежды. Гетманский дворец в Чигирине не отличался какой-то особой пышностью. Хмельницкий употреблял ту же пищу, что и другие казаки, не отказывался от спиртных напитков. Его увлечением были голуби, в разновидностях которых он разбирался досконально. После вкусного обеда или ужина гетман курил турецкую трубку, мог сыграть на бандуре. Как большинство людей того времени, Хмельницкий не мыслил своей жизни вне Бога. «Все в мире, и хорошо и зло происходит по воле Божьей» , -любил говорить гетман.