Чингиза Торекуловича Айтматова я для себя открыл совершенно случайно, когда в очередной раз искал подходящую мне книгу в библиотеке отца. Мой взгляд остановился на одной синей книге среднего размера. Почему я ее никогда раньше не видел? Рука сама невольно потянулась к этой книге, и я прочитал название произведения. Это была повесть «Джамиля». Эту книгу я прочел за один вечер. Это было несравненное, весьма изящное, поэтическое повествование о любви. Как оказалось впоследствии, это была первая повесть Чингиза Айтматова, в которой уже проявилась его яркая творческая индивидуальность, его могучий и радующий сердце талант.
Казалось бы, что нового мог открыть людям в области любви молодой, начинающий литератор, ведь об этом написано неисчислимое количество книг на всех языках мира? Однако появление в 1956 году повести «Джамиля» произвело эффект разорвавшейся бомбы. Повесть восторженно была встречена широкими кругами читателей и сразу же переведена на многие европейские языки.
Чингиз Айтматов родился в киргизском аиле в 1928 году. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, ему было всего 12 лет. Многие мужчины аила ушли на фронт, нужны были рабочие руки. Пятиклассник Чингиз оставляет школу и работает учетчиком комбайнового агрегата и секретарем сельсовета.
После войны юноша завершил свое образование в зооветеринарном техникуме и сельскохозяйственном институте. Айтматов несколько лет работал на опытной ферме Киргизского института животноводства. Будущий писатель внимательно изучал жизнь родной республики. Этому многочисленные поездки по задания газеты «Правда», собственным корреспондентом которой он являлся. В 1958 году Чингиз Айтматов оканчивает Московский Литературный институт, уже будучи известен как талантливый молодой писатель.
Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.
В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.
Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.
При сравнении с Западной Европой, бросается в глаза, что Соборное уложение относительно рано, уже в 1649 году, кодифицировало российское гражданское право. Первый западноевропейский гражданский кодекс был разработан в Дании (Danske Lov) в 1683 году; за ним последовал кодекс Сардинии (1723), Баварии (1756), Пруссии (1794), Австрии (1812). Самый известный и влиятельный гражданский кодекс Европы, французский кодекс Наполеона, был принят в 1803—1804 годах [4].
Стоит отметить что принятие европейских кодексов затруднялось, вероятно, обилием юридической базы, что весьма осложняло систематизацию имеющегося материала в единый связный читабельный документ. Например, прусский кодекс 1794 года содержал 19 187 статей, что делало его чересчур длинным и нечитабельным. Для сравнения, кодекс Наполеона разрабатывался 4 года, содержал 2 281 статью, и потребовалось личное активное участие императора чтобы продавить его принятие. Соборное уложение было разработано в течение полугода, насчитывало 968 статей, принято же было с целью предотвратить перерастание череды городских бунтов 1648 года (начатых Соляным бунтом в Москве) в полномасштабное восстание по типу восстания Болотникова в 1606—1607 году или Степана Разина — в 1670—1671.
Соборное уложение 1649 года действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.
[прав