Испания и Португалия на момент начала борьбы за освобождение южноамериканских колоний были отсталыми феодальными странами, а это предполагает и отсталость производственных отношений. Не только промышленность, но и сельское хозяйство колоний не развивались. Мало того, метрополии мешали развитию будущих латиноамериканских государств - например, в Чили запрещалось развивать виноделие, несмотря на то, что по климатическим условиям территория Чили как нельзя лучше подходит для выращивания винограда и производства вина.
В сельском хозяйстве практиковались экстенсивные формы земледелия - развивались только крупные хозяйства (латифундии), в которых применялись отсталые методы земледелия.
Ресурсы, которыми богата Южная Америка, почти полностью вывозились в метрополии, а на развитие континента не оставалось практически ничего.
После обретения независимости Испания продолжала военной силой давить на южно-американские государства, не признавая независимость. Например, территория Чили подвергалась бомбардировкам испанской эскадры до 70-х годов XIX века, притом что независимой страна стала в 1818 году. В портовых городах вынуждены были строить фортификационные сооружения для защиты от нападения Испании. Некоторые сохранились до сих пор - сбор Святого Франсиска в Вальпараисо по существу представлял собой сторожевую башню, с которой наблюдали за передвижениями кораблей испанцев и предупреждали горожан о возможном нападении.
Именно поэтому и не смогли... По существу, эти страны разоряли колонии, колонизаторы плохо относились к жителям этих стран, особенно к индейцам, которые присоединялись к освободительному движению.
Вскоре после Нарвы Петр направил боярина Б. П. Шереметева с конными отрядами в Прибалтику. Шереметев вел фактически партизанскую войну, нападая на шведские разъезды и обозы. Первую серьезную победу он одержал в 1701 г. у мызы Эрестфер над отрядом генерала Шлиппенбаха, за что был чином фельдмаршала.
В 1702 г. войска Шереметева взяли крепость Мариенбург в Эстляндии. Осенью того же года пала шведская крепость Нотебург у истока Невы (древний русский Орешек) . Петр присвоил крепости новое название - Шлиссельбург (Ключ-город) , считая, что она открывает путь к овладению всей территорией вдоль берегов Невы - Ингрией. В 1703 г. русские взяли крепость Ниеншанц при впадении Охты в Неву.
В том же году на Заячьем острове на Неве был основан Санкт-Петербург. Через 10 лет Петр фактически перенес сюда столицу России. Для прикрытия города с моря была заложена крепость Кроншлот на о. Котлин.
Развернулось строительство флота: с 1703 г. начала работу Олонецкая верфь, а с 1705 г. - Адмиралтейская верфь в Петербурге.
В 1704 г. русские войска овладели важными шведскими крепостями Дерптом и Нарвой. Выход к морю был обеспечен.
10. Полтавская битва
Весной 1709 г. шведы осадили крепость Полтаву. После семи недель осады царю передали, что гарнизон не сможет продержаться долго. Петр решил дать генеральное сражение. Оно состоялось 27 июня 1709 г.
Полтавская позиция была выгодна для обороны. Левый фланг русских прикрывал лес, правый - овраг. Атаковать шведы могли только через поле, которое русские перекрыли редутами, поставленными Т-образно.
Карл XII решил атаковать русскую позицию в лоб. Испытывая недостаток пороха, он сделал ставку на штыковую атаку. Атакуя, шведы понесли потери от огня русской артиллерии. Прорвавшись через редуты, они встретили основные силы русских, выстроенные в две линии. Первую линию им удалось прорвать. Завязался рукопашный бой. Через два часа уставшие и измотанные шведы не выдержали и отступили. Вскоре отступление превратилось в бегство. 30 июня русская кавалерия под командованием М. М. Голицына настигла бегущих шведов у села Переволочны. 16 тыс. шведов сдались 9-тысячному отряду русских. Карл XII с немногими приближенными и Мазепой бежал в Турцию.
Полтавская битва резко изменила ход войны. В октябре 1709 г. был восстановлен Северный союз. В 1710 г. русские войска овладели Ригой и Ревелем. Инициатива в Северной войне окончательно перешла к России.