Верховная власть над всеми землями в Северо-Восточной Руси формально принадлежала великому князю владимирскому, что закреплялось выдаваемыми золотоордынскими ханами ярлыками на «великое княжение» . Территория собственно Владимирского великого княжества к концу XI I I в. значительно сократилась (в результате выделения из него других княжеств) и включала в себя Владимир, Боголюбово, Гороховец, Кострому. По мере усиления других княжеств значение Владимира как стольного города всей Северо-Восточной Руси падает. После смерти Александра Невского, которому еще удавалось удерживать в повиновении удельных князей и Новгород, великокняжеский титул превращается в объект ожесточенного соперничества между князьями, чему всячески своей политикой на Руси правители Золотой Орды. С конца XI I I в. князья, получавшие ярлык на великое княжение, оставались жить в столицах своих княжеств. В XIV в. в отдельных землях Северо-Восточной Руси складываются свои «великие княжения» , правители которых, оставаясь формально вассалами великого князя владимирского, были в свою очередь верховными правителями для крупных и мелких феодалов из их собственных «великих княжений» — удельных князей, бояр, дворян, обязанных ему военной службой и другими вассальными обязательствами. Междукняжеские договоры, носившие в основном характер двустороннего соглашения («докончания» ) великого князя с своим вассалом (или несколькими вассалами) , постепенно вытесняли распространенную ранее практику созыва общерусских (или общеземельных) съездов («снемов» ) князей и вассалов. В договорных грамотах князей определялись условия и объем вассальной службы, границы княжеских владений, условия разрешения земельных и иных споров, торговых отношений между княжествами и т. д. Значительное место в договорных грамотах отводилось вопросам, связанным с крестьянскими переходами из одного княжества в другое, с беглыми холопами, борьбе с «разбойниками» . Вершину феодальной иерархии составляли «великие князья» , титул которых соединялся с понятием верховного сюзерена
Прежде всего необходимо рассмотреть источники рабства в Афинах. До реформ Солона в Афинах рабами могли стать задолжавшие граждане. Их могли либо оставить на родине, либо же продать на чужбину. Плутарх сообщает нам, что многие продавали даже собственных детей и никакой закон не воспрещал этого.Аристотель, говоря об этом времени, сообщает, что большинство народа было в порабощении у немногих и народ восстал против знатныхНельзя утверждать, что все они были рабами, но вполне возможно, что многие были уже близки к этому положению. По закону Солона Рабы являлись объектом купли-продажи. В серебряных рудниках сдача в наем рабов было явлением массовым и доходным. Так же Ксенофонт сообщает, что среди них было много тех, кто «состарился на работе». Это говорит о том, что эксплуатировали их до тех пор, пока они могли приносить хоть какую-то прибыль. Труд рабов применялся практически везде. Одни из них были домашней прислугой, других использовали в земледелии, скотоводстве, виноделии, на фабриках, в рудниках, мелочной торговлей . Некоторые рабы жили отдельно от своих господ, занимаясь ремёслами и платя господам условленный оброк. Эти рабы обладали некоторой экономической самостоятельность и приносили больший доход. Часто рабы служили во флоте гребцами и матросами, иногда в исключительном случае набирались и на военную службу и за храбрость их могли отпускать на волю, причём их владельцы получали вознаграждение из казны. Так, Павсаний в «Описании Эллады» пишет,что в деме Марафон рядом с могилой эллинов есть и могила рабов, сражавшихся вместе с эллинами против варваров, как он пишет впервые проданные в рабство за долги, должны стать свободными и было запрещено давать деньги в долг «под залог тела»Так же он либо отменил долги совсем, либо снизил проценты. С этого времени в Афинском государстве рабами были только иноземцы. Рабы не могли обладать имуществом. Все их имущество, как и они сами, являлось собственностью господина. Собственного раба господин мог наказывать по своему усмотрению за проступки. Чужого же раба нельзя было даже оскорблять. Но это говорит не о гуманности законодательства, а о развитости имущественного права. Бежавшего раба владелец имел право ловить везде, за исключением священных мест, таких как храм Тесея или святилище Эвменид. И если раб убежал в одно из этих священных мест, то он мог просить продать его другому господину. На суде показания рабов рассматривались после пыток, за исключением дел об убийствах, в которых они могли выступать свидетелями наравне со свободы
Прежде всего необходимо рассмотреть источники рабства в Афинах. До реформ Солона в Афинах рабами могли стать задолжавшие граждане. Их могли либо оставить на родине, либо же продать на чужбину. Плутарх сообщает нам, что многие продавали даже собственных детей и никакой закон не воспрещал этого.Аристотель, говоря об этом времени, сообщает, что большинство народа было в порабощении у немногих и народ восстал против знатныхНельзя утверждать, что все они были рабами, но вполне возможно, что многие были уже близки к этому положению. По закону Солона Рабы являлись объектом купли-продажи. В серебряных рудниках сдача в наем рабов было явлением массовым и доходным. Так же Ксенофонт сообщает, что среди них было много тех, кто «состарился на работе». Это говорит о том, что эксплуатировали их до тех пор, пока они могли приносить хоть какую-то прибыль. Труд рабов применялся практически везде. Одни из них были домашней прислугой, других использовали в земледелии, скотоводстве, виноделии, на фабриках, в рудниках, мелочной торговлей . Некоторые рабы жили отдельно от своих господ, занимаясь ремёслами и платя господам условленный оброк. Эти рабы обладали некоторой экономической самостоятельность и приносили больший доход. Часто рабы служили во флоте гребцами и матросами, иногда в исключительном случае набирались и на военную службу и за храбрость их могли отпускать на волю, причём их владельцы получали вознаграждение из казны. Так, Павсаний в «Описании Эллады» пишет,что в деме Марафон рядом с могилой эллинов есть и могила рабов, сражавшихся вместе с эллинами против варваров, как он пишет впервые проданные в рабство за долги, должны стать свободными и было запрещено давать деньги в долг «под залог тела»Так же он либо отменил долги совсем, либо снизил проценты. С этого времени в Афинском государстве рабами были только иноземцы. Рабы не могли обладать имуществом. Все их имущество, как и они сами, являлось собственностью господина. Собственного раба господин мог наказывать по своему усмотрению за проступки. Чужого же раба нельзя было даже оскорблять. Но это говорит не о гуманности законодательства, а о развитости имущественного права. Бежавшего раба владелец имел право ловить везде, за исключением священных мест, таких как храм Тесея или святилище Эвменид. И если раб убежал в одно из этих священных мест, то он мог просить продать его другому господину. На суде показания рабов рассматривались после пыток, за исключением дел об убийствах, в которых они могли выступать свидетелями наравне со свободными
В XIV в. в отдельных землях Северо-Восточной Руси складываются свои «великие княжения» , правители которых, оставаясь формально вассалами великого князя владимирского, были в свою очередь верховными правителями для крупных и мелких феодалов из их собственных «великих княжений» — удельных князей, бояр, дворян, обязанных ему военной службой и другими вассальными обязательствами.
Междукняжеские договоры, носившие в основном характер двустороннего соглашения («докончания» ) великого князя с своим вассалом (или несколькими вассалами) , постепенно вытесняли распространенную ранее практику созыва общерусских (или общеземельных) съездов («снемов» ) князей и вассалов. В договорных грамотах князей определялись условия и объем вассальной службы, границы княжеских владений, условия разрешения земельных и иных споров, торговых отношений между княжествами и т. д. Значительное место в договорных грамотах отводилось вопросам, связанным с крестьянскими переходами из одного княжества в другое, с беглыми холопами, борьбе с «разбойниками» .
Вершину феодальной иерархии составляли «великие князья» , титул которых соединялся с понятием верховного сюзерена