Быстрое развитие промышленности и связанное с ним увеличение рабочего класса (в 1887 г. до 118 тыс. человек) при отсутствии трудового законодательства стали приводить к росту конфликтов между рабочими и предпринимателями, которые становились все острее (крупнейшим из них в начале 80-х гг. была стачка на Иваново-Вознесенской мануфактуре). Пытаясь предупредить эти процессы, Александр III берет на себя роль посредника, начинает проводить политику попечительства. В 1882 г. был издан закон об ограничении 8 часами рабочего дня для малолетних. В 1885 г. принят закон о запрещении ночного труда женщин и детей, а в 1886-м — постановление об условиях найма и порядке расторжения договоров рабочих с предпринимателями. Надзор за осуществлением этих законов был возложен на фабричную инспекцию. Таким образом, именно при Александре III было положено начало разработке фабричного законодательства, которое сдерживало хищнические инстинкты молодого российского капитала. Вместе с тем, осознавая, что любые, даже незначительные свободы несовместимы с самодержавной властью, император исключал возможность обеспечения права рабочим на проведение стачек, организацию рабочих союзов и других свобод, которыми пользовались в то время рабочие западных стран.
Пиррова война началась как незначительный конфликт междуРимом и городом Тарентом по поводу нарушения военно-морского соглашения одним из римских консулов. Тарент греческому правителю Пирру Эпирскому в его конфликте с Керкирой, и попросил, в свою очередь, военную Пирр выполнил своё обязательство перед Тарентом и оказался вовлечён в сложную борьбу. Пирр также вмешался во внутриполитические конфликтыСицилии и борьбу сицилийских греков против карфагенскогогосподства.
Вмешательство Пирра в сицилийский конфликт заметно уменьшило карфагенское влияние на острове. В конечном итоге война не привела ни к каким крупным территориальным изменениям в Италии, но, тем не менее, имела важное историческое значение. Пиррова война наглядно показала, что государства Древней Греции по существу стали не защищать свои ставшие независимыми колонии, а римские легионы составили конкуренцию армиям эллинистических государств — доминирующей силе тогдашнего Средиземноморья. Победа проложила римлянам путь к господству над городами-государствами Великой Греции и укреплению власти Рима в Италии. Военные достижения Рима усилили его противостояние сКарфагеном, достигшее своей кульминации в Пунических войнах.
Пиррова война является источником выражения «пиррова победа», означающего победу с неоправданно большими потерями. Это выражение приписано Пирру биографомПлутархом, который так описал его реакцию на сообщение о победоносном сражении:
Сигнал к отступлению подали обе стороны, и говорят, что Пирр заметил какому-то человеку, радовавшемуся победе: «Если мы одержим ещё одну такую победу над римлянами, то окончательно погибнем»[2]