Причины последней войны с карфагенянами — Задачи флота — Переброска войск в Африку — Ультиматум и начало осады Карфагена — Карфагенская тактика брандеров — Установление римлянами надежного контроля над островами между Италией и Африкой — Флотская десантно-штурмовая группа предпринимает попытку захвата участка обороны Карфагена — Проблемы организации блокады и сооружение римлянами дамбы — Карфагеняне роют канал из города и строят свой последний флот — Последняя морская битва под стенами Карфагена: «москитный флот» и хитрость союзников-сидетов — Поражение Карфагена и его ликвидация — Завоевание римлянами Лузитании и установление ими полного контроля над Западным Средиземноморьем.
Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы против других народов, объявляя им «войну за истинную веру» . Арабы захватили земли Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Ирака, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, затем в 714 году - Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками. В Х-XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. Вначале исламская религия в основном распространялась в городах. В письменных источниках рассказывается о том, что люди, принявшие ислам, группами ходили в мечети. А в других источниках говорится, что тюрки-мусульмане кочевали между Шашем (Ташкентом) и Фарабом. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях, возведенных в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу, когда они стали обязательными городскими сооружениями. Это полностью подтверждено археологическими раскопками. Так, были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Мечети начали строить не только в городах, но и на зимовках и в кентах. Так, например, в 4-5 километрах южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядам. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов. А нам известно, что по мусульманскому обряду умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди. Прежде предметы, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним. А согласно исламской религии, это запрещалось. Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и простого кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном городе кипчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Здесь жили многие известные ученые-богословы, в частности Хисамад-дин аль-Сыгнаки. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.
Что касается отношений с Ливонским и Тевтонским орденами, то здесь нужно сделать отдельное отступление, так как на довольно большой период отношения Великого княжества будут связаны с этим непримиримым врагом и выгодным другом. Хотя появление немцев и произошло в конце 12 века, основная деятельность по захвату прибалтийских земель началась с первых лет 13 века с основания Риги и Ордена меченосцев (1202 г.). В начале 13 в. ими были отняты у племён многие земли Восточной Прибалтики. Наибольшее сопротивление орден встретил со стороны Литвы, к этому времени наращивающую свою силу в регионе. Захватчикам приходилось опасаться литовцев, зачастую выступавших совместно с русскими.[ii] Вторгаясь в русские земли, меченосцы стали угрожать Новгороду и Пскову, вследствие чего новгородский князь Ярослав Всеволодович пошёл на них в поход и в 1234 году нанёс серьёзное поражение у Дерпта. Окончательный разгром Ордена меченосцев произошёл в 1236 году под Шавлями (Шауляй).[iii] После этого в 1237 году остатки ордена объединились с Тевтонским орденом, и отделением его в Восточной Прибалтике стал Ливонский орден.