В средневековых университетахт образование не делилось на дисциплины. Среди общеобразовательных факультетов были факультеты права, медицины, свободных искусств, но главный -- факультет теологии (богословия). Здесь теология -- наука о Священном Писании, попытки формализовать разговор о Боге и другом с целью дефиниции, детерминации (типичная форма -- схоластика). В Парижском университете срок обучения составлял 8 лет. Средневековый университет был сходен с профессиональным цехом, выделялись нации (землячества). Обучение начиналось с долгого ученичества (под надзором наставника), экзамен проходил в форме публичного диспута, успешное выступление на котором являлось допуском к чтению лекций (с латинского, чтение). Обучение в университете было бесплатно, но и сам он воплощал бедность (например, в помещениях не было мебели); обычно университет располагался при монастыре. Новое знание в средневековых университетах не вырабатывалось. Целью образования были упорядочение, сохранение и передача имеющегося знания. Управление университетом. Единой системы финансирования не было, но имелись спонсоры, которые представляли соперничающие церковную и королевскую власти. Государственная власть стала основывать университеты в 14-15 веках, прежде этим занималась только церковь. Поддержка университета осуществлялась не в форме зарплат, а в форме даров, иногда стипендий, и не обязательно деньгами: в качестве даров преподносились, например, библиотеки. Одним из источников финансирования были пошлины. В 16 веке появилась оплачиваемая должность «королевский лектор». Средневековый университет -- самоуправляющаяся организация; у каждого факультета своя печать. Но такого права добивались постепенно и не всегда окончательно. Булла Григория IX 1231 года установила подчинение Парижского университета только церкви, в частности, только церковному суду.
Во многих учебниках, когда пишут об открытии «Золотого человека», упоминают в основном одного из основоположников отечественной археологии — Кималя Акишева, в 70-е годы возглавлявшего отдел археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР. Не умаляя заслуг этого ученого, стоит сказать, что был археолог, который на тот период являлся начальником Иссыкского археологического отряда и непосредственно наблюдал за раскопками, — Бекмуханбет Нурмуханбетов. В те годы он был младшим научным сотрудником в том же институте. Наверное, именно поэтому К. Акишев подписал свой научный труд «Курган Иссык» для Б. Нурмуханбетова словами: «Участнику и соавтору иссыкского открытия». Сам Бекен-ага так вспоминает события тех дней: Кималя Акишева