сус учив людей, як треба жити праведним життям, щоб досягти Царства Божого. Він проповідував любов до ближнього, милосердя, всепрощення, рівність усіх перед Богом. Не кради, не вбивай, не бреши, не заздри – ось Його головні заповіді. Ісус закликав не мститися ворогам, а прощати їх та робити добро. Його вчення набувало дедалі більше прихильників. Це не подобалося іудейським священикам та книжникам. Тому вони вирішили розправитися з Ісусом.
У мандрах Ісуса супроводжувало 12 учнів – апостолів, тобто посланців. У Єрусалимі одного з них – Іуду – підкупили за 30 срібних монет, і він зрадив свого Вчителя. Ісуса звинуватили в заколоті проти римського імператора та засудили до страти. Його розіп’яли на хресті на схилі гори Голгофа, що поблизу Єрусалима. Через три дні Ісус Христос воскрес – це сталося в день єврейського свята Пасхи. Через сорок днів Ісус вознісся на небо, пообіцявши повернутися для Божого суду, і дав своїм учням заповіт: проповідувати Євангеліє усім народам.
Монголдор - Монголия, КЭРде (Ички Монголия жана башкалар) жашаган калк. Жалпы саны 9 млн. жакын, анын ичинде Монголияда жашагандардын саны 2 млн. ашуун. Бир нече аймактык, диалектилик өзгөчөлүктөрү сакталып калган. Монголия монголдору - кириллицаны, КЭРде (кытайлык монголдор) эски монгол (уйгур) жазуусун колдонушат. Этностук жүзүнүн калыптануусуна дунху, сянби, хи жана шивэй уруулары катышкан. 10-к. карата монгол элинин негизи калыптана баштаган. Халха-монголдор өлкөнүн калкынын 80% түзөт. Мындан сырткары, дариганга, хотогойт, сартул, узумчин, хорчин, чахарлар халха-монголдорго жуурулушуп кетишкен. Батыш тарапта тилдик, материалдык маданияттын айрым өзгөчөлүктөрүн сактап калышкан дэрбэт, баят, захчин, олет, торгоут, мингаттар жашашат. Бул этностук топтордун дээрлигинин курамында «кыргыз», «бурут» этнонимдери, анын ичинен «шира кыргыз», «хара кыргыз», «мөдөн кыргыз» деген уруулар кездешери байкалган. Бул маалыматтар аталган аймактын этностук чөйрөсү менен кыргыздардын терең алакаларын чагылдырат. Монголдор лама динин тутунушат.
Зажиточные крестьяне немалую часть зерна продавали в сибирские города, крепости, расположенные на севере: Томск, Нарым, Сургут, Березов, где цены на него были высокие. К концу 17 века Томский уезд уже обходился своим хлебом. В Кузнецком уезде своего хлеба в этот период не хватало. В целом Сибирь к концу 17 века стала обходится своим хлебом, отказавшись от его завоза из Европейской России. В 1685 году с городов была снята повинность поставлять в Сибирь хлеб. Теперь стояла задача перераспределения хлеба внутри Сибири от производящих районов к потребляющим. Местное население в единичных случаях пыталось вести земледелие по русскому образцу. Не привлекалось оно и к подневольному труду на государевых и монастырских запашках. Руками русского человека, его потом Сибирь превращалась в хлебородный край.
Важнейшей отраслью хозяйства было животноводство оседлого типа с заготовкой сена на зиму. Содержали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз. Это давало крестьянам тягловую силу для возделывания полей, перевозки грузов, обеспечивало мясом, молоком, кожей, шерстью. Богатые крестьяне имели в своем хозяйстве большие табуны скота.
Вс роль играли охота и рыболовство. Крестьянское хозяйство носило натуральный характер: в нем изготовляли почти все предметы домашнего обихода. Земля, которая поила и кормила крестьянина не принадлежала ему. Она была государственной. За пользование ею крестьянин выполнял определенные повинности. Первоначально это были натуральный и денежный оброки, которыми облагался каждый двор, а с 1724 года подушная денежная подать с каждой мужской души. В пользу государства земледельцы выполняли и другие повинности: перевозили казенные грузы, строили дороги.
Присоединение Западной Сибири к России было не только политическим актом. Более существенную роль в процессе включения Сибири в состав России играло хозяйственное освоение территории русским народом. С 90-х годов 16 века развернулся массовый приток переселенцев из европейской части страны в Сибирь.
Подавляющая часть западносибирского населения слагалась из вольных поселенцев, бежавших от феодального гнета. Правительственная деятельность по переводу и ссылке на пашню не дала существенных результатов. Несмотря на огромные трудности для новых поселенцев заселение и хозяйственное освоение Западной Сибири в конце 16 века - начале 18 века развивалось успешно. Хозяйственная деятельность русских оказала благотворительное влияние и на совершенствование хозяйства аборигенов.