Победы монголов были во многом предопределены их блестящей по тому
времени военной организацией. Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием.
Поголовное участие мужского населения в войнах давало кочевникам большое преимущество над оседлыми народами. Земледельцы и горожане, как правило, были привычны не к мечу, а к сохе и ремесленным инструментам. Война была делом князей и их дружин. Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное копье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.
По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.
Объяснение:
В этом смысле любой этап развития, в той или иной степени ярко возрождающий в себе элементы , может претендовать на то, чтобы быть названным этапом Возрождения (попутно отметим, что возрождать можно и реакционное). В относительно более узком смысле, условно, «возрождение» означает процесс культурного развития, расцвет гуманистической культуры эпохи феодализма, как правило, связанный с актом возрождения исторически прогрессивных, гуманистических моментов, традиций культуры .
Еще более узкими понятиями являются «западноевропейское возрождение» (связанное территориально с
Италией, Францией, Англией, Германией, Чехией в XIV—XVI вв.99 и «восточное возрождение» (китайское, индийское, арабское, персидское, грузинское, армянское, азербайджанское и др., которые относят к различным этапам существования феодализма на Востоке).
Возможности ограничения объема данного понятия территориально и во времени весьма обширны (ареалы, регионы, зоны, страны, эпохи, века и т. д.). Каждое значение его имеет свои определяющие черты и специфику, обусловленные его пространственно-временными координатами100 и, безусловно, включает в себя ряд черт, связывающих эти многочисленные (западные и восточные) возрождения в нечто единое, обозначаемое понятием «возрождение»; определение сущности, конститутивных черт последнего является одной из актуальных задач, стоящих перед исследователями данной проблемы.