ткуда считать начало дня для всего земного шара, для всех стран?
природа по этому поводу не дает нам никаких указаний. и потому люди всей земли просто договорились между собой, где начинаться новому дню.
земной шар разделили на двадцать четыре часовых пояса. они идут от одного полюса к другому и на полюсах сходятся. часовых поясов двадцать четыре, потому что в сутках двадцать четыре часа, и время в соседних часовых поясах разнится на один час: в том часовом поясе, что лежит на восток, — часом больше, на запад — часом меньше. чем дальше на восток или на запад, тем разница больше.
новый день начинается в пустынной части берингова пролива и тихого океана, там проходит линия перемены дат. часовой пояс необязательно должен прокладываться прямо от полюса к полюсу, как идут меридианы. он может отклоняться в сторону, проходить по берегам рек, по линии железной дороги, по границам наших республик — словом, там, где людям удобней.
когда корабли или самолеты совершают свои рейсы с запада на восток и пересекают линию перемены дат, они как бы во вчерашний день. на чукотке уже 1 мая, а на аляске еще только 30 апреля.
а если корабли и самолеты путешествуют с востока на запад, то в бортовом журнале пропускается день,— они сразу перескакивают в следующий! вот и барон мюнхгаузен на полюсе тоже мог перескакивать изо дня в день, перебрасывать камень через завтрашний день и делать прочие как будто бы невероятные вещи. часовые пояса ограничены
меридианами, которые сходятся у полюсов. и потому дни, сутки в разных точках земного шара длятся по-разному: чем ближе к экватору — тем шире часовой пояс, чем ближе к полюсам — тем уже. день как бы принимает форму пояса времени: широкий в середине и заостренный у полюсов. так что на полюсе может быть и «заостренный четверг» или пятница — словом, любой день недели. и ничего не стоит перебросить камень через завтрашний день, как это делает барон мюнхгаузен, для которого писатель лев успенский написал свой замысловатый, забавный рассказ.
а жители чукотки и аляски, которых разделяет небольшое водное пространство, легко могут путешествовать из сегодня в завтра и наоборот, потому что их разделяет линия перемены дат. и у них могут быть на одной неделе не то чтобы две пятницы, а все семь, если бы они вздумали плыть то туда, то сюда, пересекая линию перемены дат!
ткуда считать начало дня для всего земного шара, для всех стран?
природа по этому поводу не дает нам никаких указаний. и потому люди всей земли просто договорились между собой, где начинаться новому дню.
земной шар разделили на двадцать четыре часовых пояса. они идут от одного полюса к другому и на полюсах сходятся. часовых поясов двадцать четыре, потому что в сутках двадцать четыре часа, и время в соседних часовых поясах разнится на один час: в том часовом поясе, что лежит на восток, — часом больше, на запад — часом меньше. чем дальше на восток или на запад, тем разница больше.
новый день начинается в пустынной части берингова пролива и тихого океана, там проходит линия перемены дат. часовой пояс необязательно должен прокладываться прямо от полюса к полюсу, как идут меридианы. он может отклоняться в сторону, проходить по берегам рек, по линии железной дороги, по границам наших республик — словом, там, где людям удобней.
когда корабли или самолеты совершают свои рейсы с запада на восток и пересекают линию перемены дат, они как бы во вчерашний день. на чукотке уже 1 мая, а на аляске еще только 30 апреля.
а если корабли и самолеты путешествуют с востока на запад, то в бортовом журнале пропускается день,— они сразу перескакивают в следующий! вот и барон мюнхгаузен на полюсе тоже мог перескакивать изо дня в день, перебрасывать камень через завтрашний день и делать прочие как будто бы невероятные вещи. часовые пояса ограничены
меридианами, которые сходятся у полюсов. и потому дни, сутки в разных точках земного шара длятся по-разному: чем ближе к экватору — тем шире часовой пояс, чем ближе к полюсам — тем уже. день как бы принимает форму пояса времени: широкий в середине и заостренный у полюсов. так что на полюсе может быть и «заостренный четверг» или пятница — словом, любой день недели. и ничего не стоит перебросить камень через завтрашний день, как это делает барон мюнхгаузен, для которого писатель лев успенский написал свой замысловатый, забавный рассказ.
а жители чукотки и аляски, которых разделяет небольшое водное пространство, легко могут путешествовать из сегодня в завтра и наоборот, потому что их разделяет линия перемены дат. и у них могут быть на одной неделе не то чтобы две пятницы, а все семь, если бы они вздумали плыть то туда, то сюда, пересекая линию перемены дат!
После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке, правившем в 1680-1715 гг - Тауке стремился покончить с раздробленностью страны, создать сильное централизованное государство. Он проводил реформ) , направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепления своей власти он стал опираться на биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал особое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. Судебной властью были облечены только хан и бии. В совете при хане решающий голос принадлежал биям. Бии повсеместно превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел борьбу со степной аристократией. Хан Тауке превратил совет биев в важнейший орган управления с совещательными функциями, были значительно расширены права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев стал постоянным учреждением при хане, в задачи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики ханства. Решения совета биев имели обязательную силу, даже хан не мог их отменить. Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев. Хан Тауке сумел объединить под своей властью все три жуза. Ему удалось присоединить значительную часть родов кыргызов и каракалпаков, которыми он правил через их биев. Внешняя политика Тауке была направлена на создание союза казахов, кьгргызов и каракалпаков перед лицом джунгарской агрессии. Тауке особое внимание уделял укреплению государства Для этого при участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (Старший жуз) , Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) был разработан свод законов «Жеты-Жаргы» . В его основу были положены сформировавшиеся при прежних ханах правовые нормьг «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма» ) и «Есим ханнын ескi жолы» («Исконный путь хана Есима») . К пяти главам из сюда законов хана Касыма дополнительно были прибавлены еще две главы. Этот свод законов в научно-исторической литературе именуется «Законы хана Тауке» . Это свод обычного права казахского народа «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами, усилило ханскую власть.