«31 декабря, накануне нового года, был бал у екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещённого подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но и полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звёздах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда…» .
«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причёсаны a la grecque.
Всё существенное было уже сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шёлковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; причёски были почти окончены… »
В этом отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир» , прослеживается приготовление девушек и женщин дворянок к большому новогоднему балу, хотя балы в дворянском обществе проходили очень часто - этот бал был особенно торжественным, так как на этом балу ожидали приезд государя и его семьи.
Очень модным увлечением молодых девушек и женщин-дворянок было ведение дневника или записок о жизни. В свободное время девушки, а также и женщины увлекались гаданием на картах, раскладыванием пасьянсов, музицировали, разучивали новые музыкальные композиции и произведения, читали модные журналы. Но жизнь дворянки в столице и в губернском городе имела большие различия: жизнь в провинции протекала менее интересно, скучно, т. к. была ограничена многими факторами.
Так дворянка-женщина, проживающая в столице больше времени уделяла своему дальнейшему просвещению, интересовалась политикой, зарубежными новостями и т. д.
Не чужды ей были прогулки, маскарады, всякие увеселительные мероприятия. Так, например, зимой кроме катания на санях и санках девушки-дворянки увлекались катанием на коньках, для чего они посещали катки, где могли также знакомиться с молодыми людьми, общаться.
Женщины-дворянки увлекались игрой не только в настольные игры, но и в крокет и другие не менее интересные игры.
«Общество партии крокета, на которое княгиня Тверская приглашала Анну, должно было состоять из двух дам с их поклонниками. Две дамы эти были главные представительницы избранного нового Петербургского кружка…» .
Большим увлечением дворянских семей была охота. Некоторые женщины-дворянки принимали непосредственное участие в этом интересном мероприятии. Некоторые девушки и женщины дворянки хорошо умели держаться в седле, не уступая иногда мужчинам, принимая в охоте скорее роль зрителей, чем самих охотников. Они наслаждались прекрасной природой, атмосферой напряжённой скачки за зверем, любопытством к финалу всей этой интересной затеи - поимки зверя.
После окончания охоты всё дворянское общество, которое принимало участие в охоте собиралось на домашний деревенский ужин. После ужина все веселились, пели, смеялись, иногда плясали и вспоминали самое интересное, что произошло на самой охоте. На ужин подавались самые незамысловатые закуски и угощенья: грибы, лепешки, орехи, мёд варёный и шипучий, яблоки, сотовый мёд, варенье на меду и на сахаре, ветчина, жареная курица и т. д.
Источник: реферат написанный по произведениям Льва Толстого - жизнь женщин-дворянок во второй половине ХIХ века
Подробнее - на -
Объяснение:
1.Система управления Киевской Русью в 11 веке была разлогой из-за расширения территорий и потребности в их контроле и защиты. Во главе государства стоял Великий князь киевский. Ему подчинялись ряды богатых, верных и славных персон в Руси. На второй ступени были старшая и младшая дружинники (дружина). Далее – удельные (местные) князья, ниже посадники. Они собирались на вече и съезд князей. На нижнем уровне были местная дружины.
2.Изначально, большинство людей были независимыми землевладельцами. Но с началом организации системы управления, описанной выше, земледельцы попадали под суверенитет местной дружины, втягиваясь в зависимость. Так же, из-за растущей конкуренции, появления новых инструментов труда (не все могли себе этого позволить), некоторые подпадали в поземельную зависимость.
3. Кормления стали вотчинами из-за использования наследственного права на земли их владельцев. Вотчина – это наследственная земля с зависимыми крестьянами (не только холопы, но и закупы и изгои работали на них). Она делилась на домен (господское хозяйство) и крестьянское хозяйство. Административная, судебная власть, налогообложение – все в привилегии собственника вотчины. У последнего, был свой центральный аппарат для поддержания контроля и власти.
4. Выделим отдельные отличительные признаки (отталкиваясь от них, все остальное есть общими характеристиками). На Руси не было официальных договорных связей между князем и боярами. Приземленные поместья бояр не были условными феодами, а вотчинами. Не было и иерархии благородных титулов. Великие князья Киева, а затем и старшие региональные князья, обладали властью над несовершеннолетними князьями. Обычные люди были свободны, хотя там также было много рабов (в основном военных пленников) и растущий слой закупов, которые появились в результате задолженности. До вторжения монголов середины 13-го века средневековая Киевская Русь имела многочисленные города, жители которых временами действовали политически через народные собрания (виче). Однако, в отличие от Запада, города не были организованы в самоуправляющие муниципалитеты, а бюргеры не были юридически дифференцированы от сельского населения. Православная церковь, верная своему византийскому наследию, была политически менее напористой, чем римско-католическая церковь в западных странах.
5. Сначала, весь простой, но свободный народ, назывался «люди». С появлением зависимости, выделяются «челяди» - собственность землевладельцев. Далее, «смерды» - люди, которые привязаны к конкретной земле (работают, уплачивают налоги). В 10 веке, появляются «холопы», какие противопоставлялись свободным мужам. Да, они не были в права принимать участие в судовых процессах (как свидетели), давать присягу. Холопом ставали в результате продажи себя в рабство , женитьбы на рабыне и так далее. В 12 веке появляются «закупы» - люди, которые взяли ссуду (купу) и должны ее выплачивать, отбывая повинности. Ссуда под проценты называлась «наймом», отсюда и слово «наймит».
6. -
7. Создания церкви и государства шли параллельно, и церковь была государственной, а не отдельным учреждением. Фактически, она не была самостоятельной единицей. Но, учитывая тот факт, что служители церкви были образованными, и под их влиянием, все-таки, было большое количество население, церковь оказывала большое влияние на формирование политики киевских князей. Чтобы укрепить свое влияние, был введен налог – десятина (для поддержки работы церкви).
8. В 1051 году, первым митрополитом стал Иларион. Ярослав Мудрый сам назначил его (он был из местного люду) на Софийскую митрополитскую кафедру. Это событие стало беспрецедентным, так как на нем не участвовал Константинопольский патриарх, и этот пост занимали ставленники от Византии (греки). Фактически, была сделана попытка создать независимую киевскую церковь. Немного известно о его деятельности на этом посту, но: он освятил киевскую церковь святого Георгия, разработал с Ярославом «Устав Ярослава». Но, в 1054 году, после разделения церквей (это была одна из причин), киевские князья опять обращаются к Константинополю.
9. Место духовного роста, очищения. Это сюда, могли обратиться за любой Служители же, занимались переписыванием текстов, создания библиотек. Фактически, их роль сводилась к просвещению и культурному обогащению населения.
10. -
11. Как указано выше, раннефеодальное общество на Руси формировалось параллельно с Европой. Основные признаки: децентрализация власти, расширения территорий, наличие подчиненных, приумножение богатства – все это привело к феодально-вассальным отношениям и крепостных.