Он продолжил политику объединения восточнославянских земель вокруг Киева. Он установил дружеские отношения с поляками, мадьярами и чехами. Оживленные дипломатические отношения на уровне обмена посольствами он имел с Германией, Римом, а также с Арменией. В княжение Владимира Русь укрепила свои позиции в Северном Причерноморье, Крыму, Приазовье Владимир провел и судебную реформу. Он ввел новый свод законов устного права, назван Нестором «Уставом земляным»; усовершенствовал и дополнил предыдущий кодекс «Закон руський». Великий князь осуществил также военную реформу, устранив из ведущих ролей в жене варяжских наемников, что формированию верхушки военной знати с русичей и других народов государства. Владимире началась чеканка первых золотых и серебряных монет. Важнейшее значение в реформаторской деятельности князя имела религиозная реформа, суть которой заключалась в принятии в 988 г. христианства как государственной религии
Шумерская цивилизация (IV тыс. до н. э.) – одна из первых возникших на Земле, о которой достаточно хорошо известно благодаря как археологическим раскопкам, так и расшифрованной шумерской письменности, зафиксированной на большом количестве глиняных табличек. На многих из них – рассказ о пантеоне шумерских богов, которые вступают между собой в сложные и часто довольно драматичные личные отношения. Однако в некоторых шумерских мифах рядом с богами фигурируют и люди. Таков, в частности, миф о Потопе. Табличка, содержащая шумерский вариант мифа о Потопе, дошла до нас в сильно поврежденном виде; эта табличка, обнаруженная в древнем месопотамском городе Ниппуре, до сих пор остаѐтся уникальной. Несмотря на то, что сохранившийся на ней текст тщательно восстановлен и внимательно изучен, кое-какие места до сих пор остаются неясными. Документ имеет огромную историческую ценность [Белицкий, 226]. Верхняя часть таблички, содержащая 37 строк текста, не сохранилась, и мы не знаем, за что боги решили погубить всех людей. Доступным пониманию текст начинается с того места, где некое божество (большинство исследователей считают, что это отвечающий за землю и воды бог Энки) сообщает остальным богам о своем намерении человечество от гибели. Он уверен, что люди построят храмы и сделают свои города религиозными центрами. Сложный и испорченный текст следующих трех строк повествует, видимо, о том, как вообще создавался мир. Миф переносит нас в незапамятные времена, Когда Ан, Энлиль, Энки и Нинхурсаг Создали черноголовых, Пышная растительность покрыла землю, Животные, четвероногие [обитатели] равнины Были искусно сотворены
Тем не менее, выделяются такие отличия человека от животного: Человек сам создаёт для себя окружающую среду, преобразуя и изменяя природную среду. Животное же может только при к условиям природы. Человек меняет мир, не только сообразуясь со своими потребностями, но и по законам познания его, а также нравственности и красоты. Животное меняет мир, ориентируясь только на удовлетворение своих физиологических потребностей. Человеческие потребности всё время растут и меняются. Потребности же животного почти не меняются. Человек эволюционирует по биологической и социально-культурной программам. Поведение животных подчиняется лишь инстинктам. Человек относится к своей жизнедеятельности сознательно. Животное не обладает сознанием и следует только инстинктам. Человек создает продукты материальной и духовной культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не создаёт и не производит. Человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои изменяет потребности, жизненные условия. Животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних жизненных условиях. Таковы основные отличия человека от животного. 1. Истощение запасов дичи и полезных растений с совершенствованием охоты и ростом численности населения. 2. Повышение технического уровня орудий труда и развитие знаний. 3. Наличие благоприятных природных условий развитию земледелия и скотоводства. С переходом к производящему хозяйству человек начал выращивать пшеницу, ячмень, горох, чечевицу, вику, маис, финиковую пальму, банановое и хлебное дерево, разводить домашних животных - овцу, козу, корову, свинью, собаку, лошадь. Последствия: Переход к земледелию приводил к росту численности жителей. Избыточное население мигрировало на неосвоенные земли.
Соседская община - следующая формация после родовой. Если в родовой общине, её члены были связаны кровными узами. Глава - отец, а раньше мать. Дети, племянники, и т. д. ; то во время скитаний (кочевий) к ним прибивались люди, уже не стоящие в родстве. И, наоборот, кто-то отставал, кто-то уходил в другие общины. Так формировалась соседская община. они ещё вместе охотились, вместе обрабатывали примитивные поля. Но, это уже была не родня. выделялся вожак (вождь, конунг, и тд) его ближайшее окружение (дружина, не обязательно родня) . Так и началось расслоение на классы. Кто-то не вернулся с охоты. Вождь давал еду, но заставлял её отрабатывать. Кто-то погиб н стычке с другим племенем, а кто-то наоборот. разжился классными орудиями или мехами. Он уже не обязан был делиться. Вот так и рушились родовые связи, и соседская община стала предтечей возникновения классового общества.
Каменный топор, гарпун, копьё, мотыга и т.д.
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.