К концу 1920-х гг. сложилось достаточно устойчивое международное положение СССР. Положение на западных границах СССР было относительно стабильным. На восточных рубежах страны, на Дальнем Востоке обострилась напряженность в отношениях с Китаем (вооруженный конфликт на КВЖД в 1929 г. между советскими и китайскими войсками). Только в 1932 г. мирные отношения СССР с Китайской народной республикой были возобновлены.
Внешнюю политику СССР в 20-е гг. предопределяли два направления: 1) признание необходимости выхода из внешнеполитической изоляции, позиции страны на международной арене, формирование взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами; 2) традиционная для большевизма доктрина мировой коммунистической революции и максимально активная позиция СССР по поддержанию революционного движения в других странах.
В связи с главными принципами внешнеполитической деятельности СССР реализацией задач занимались органы комиссариата иностранных дел, а также структуры III Интернационала (Коминтерна, который был создан в 1919 г.).
Значительных успехов достигла в 20-е гг. страна на первом направлении, а именно: 1)в 1920 г. Россия подписала мирные договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией (странами, которые до 1917 г. входили в состав Российской империи); 2) с 1921 г. были заключены торгово-экономические соглашения с Англией и Германией, Норвегией и Италией и др.; 3) в 1922 г. Советская Россия впервые в послереволюционные годы приняла участие в международной конференции в Генуе. Основной вопрос, по которому сразу же развернулась дискуссия, был связан с урегулированием долгов России со странами Европы; 4) хотя Генуэзская конференция и не принесла никаких результатов, но в дни ее проведения Россия и Германия подписали Рапалльский договор 16 апреля 1922 г., согласно которому восстанавливались дипломатические отношения и торговое сотрудничество между двумя странами. С этого момента советско-германские отношения приобрели особенный характер: Германия, которая проиграла Первую мировую войну, низведенная до положения второсортной европейской страны условиями Версальского договора, остро нуждалась в союзниках. Россия, заключив данный договор, получала серьезную поддержку в своей борьбе за преодоление международной изоляции; 5) 1924–1925 гг. стали переломными для положения Советской России на международной арене. Этот период получил название «полосы признания». СССР был признан Великобританией, Францией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем и др.
Интенсивно продолжали развиваться торгово-экономические и военно-технические отношения с Германией, а также с США. Однако курс на «мирное сосуществование» соседствовал со стремлением разжечь огонь мировой революции, дестабилизировать ситуацию в тех самых странах, с которыми устанавливались взаимовыгодные отношения.
Внешняя политика Советской России на втором направлении: 1) в 1923 г. Коминтерн выделил значительные средства на поддержку революционных выступлений в Германии и Болгарии; 2) в 1926 г. по линии профсоюзов оказали финансовую бастовавшим английским горнякам, что спровоцировало кризис советско-английских отношений и их разрыв (1927 г.); 3) значительные коррективы в деятельность Коминтерна были внесены в 1928 г. В руководстве ВКП стала преобладать точка зрения И.В. Сталина, который заявил о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Мировой революции отводилась подчиненная роль. Деятельность Коминтерна была теперь подчинена основной внешнеполитической линии СССР.
Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири
«Вождь непорабощенных воинов»
В одном из рукописных сборников 18 века есть упоминание о происхождении Ермака, причем говорится, что принадлежит оно самому Ермаку Тимофеевичу: «О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…». Итак, отец атамана перебрался из Суздаля, где семья жила «в скудости и бедности», на Урал, в «камские изобильные места», а затем – на земли за Уралом, близ реки Тобол, вытребовав себе разрешение строить крепости на Оби и Иртыше. И уже здесь, за каменным поясом Урала, Тимофей осел, женился и воспитал двух сыновей: Родиона и Василия (Ермак). «Весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист», - так описывается внешность Ермака в Ремизовской летописи.
Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле, другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов[2].
К началу 1582 года Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск. Сохранилось письмо литовского коменданта Могилева Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий»[3].
В 1581 году (по другим данным — в 1582 году) дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1582 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два месяца и Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.